Ольга Александровна Ядрова
Сценарий мероприятия «Какие тайны хранит наш музей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Действующие лица:
Дуняша
Милаша дети
Четыре купца
Три матрешки
Цели:
Закрепление и обобщение знаний детей о народных промыслах России;
Воспитание уважения и формирование интереса к труду народных мастеров, создающих красивые вещи;
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку народного характера.
Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба» : деревянные ложки, изделия из бересты, богородская игрушка, матрешки, сундук, записи народных мелодий, посуда с хохломской росписью.
Ход:
(Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу)
Публикация «Сценарий мероприятия „Какие тайны хранит наш музей?“» размещена в разделах
Дуняша: Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Дуняша!
Милаша: Меня зовут Милаша!
Дуняша: Сегодня мы отправимся на экскурсию в наш музей. Мы пригласили гостей, чтобы рассказать, какие же тайны он хранит.
Милаша: Гостей пригласили, но меня забыли спросить о том, как называется наш музей. Как же он называется?
Дети: наш музей называется «Русская изба»
Дуняша: Наш музей вам всем известен.
Необычен, интересен.
И зовется он не зря-
«Русская изба», друзья.
А почему у него такое название?
Милаша: Ребята, помогите нам рассказать про наш музей.
(Выходят дети и представляют экспонаты мини-музея)
1-й ребенок: Изделий разных
В музее не счесть.
Как, видите, в нем
И кормушечки есть!
2-й ребенок: Сколько тут ковшей и ложек,
И веселеньких матрешек!
Богородские игрушки
Присоседились к подружкам.
3-й ребенок: Из бересты лукошко,
А в нем уселась кошка.
4-й ребенок: И картины есть из бересты,
Мастера, ну просто молодцы!
5-й ребенок: И сейчас у нас для вас
Наш музейный перепляс.
Милаша: Подожди, Дуняша, какой еще перепляс?
Дуняша: Милаша, ты совсем забыла про бабушкин сундук! А в нем вам и перепляс и разные хранятся секреты.
Милаша: Правда! Я совсем забыла…
Дуняша: Бабушкин сундук необычный. Откроем его и узнаем, что он может нам рассказать.
(Открывают сундук)
Милаша: Навострите ушки,
Мы расскажем про игрушки!
Дуняша: Давным-давно игрушки делали из того, что было под рукой. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали его, это и была кукла. Деревянная игрушка пришла к нам из глубокой древности. Каждая фигурка имела свое значение: женская фигурка-плодородие, конь-слуга солнца, птицы – предвестники весны и лета. Люди верили, что в игрушки вселялись духи, и просили у них хорошего урожая, дождя и солнца. Позже игрушки стали делать для забавы, утехи и украшения. Игрушки, как и песни, сказки учили детей различать добро и зло, передавали представление о счастье и красоте.
Милаша: Ребята, а где раньше можно было купить игрушки?
Дети: На ярмарке.
(Дуняша приоткрывает сундук –
Оттуда звучит народная музыка «Коробейники.»)
Дуняша: Ой, кажется, я что-то слышу! (Выходят купцы) Милаша, к нам пожаловали самые настоящие купцы и что-то нам принесли.
(Выходят купцы и исполняют танец под русскую народную песню «Куманек»)
Милаша: Что же это, ребятушки?
Купцы: Богородская игрушка!
Дуняша: А ну-ка, купцы, расскажите нам про свой товар.
1-й купец: Наш Мишутка-музыкант.
Замечательный талант.
В барабан играет,
Деток потешает.
2-й купец: Птицам просо не дают,
И они брусок клюют.
Средь веселых медвежат
Птицы клювами стучат.
3-й купец: Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
4-й купец: Отчего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз, два и готово!
Дуняша: Спасибо, купцы за товар!
Милаша: Ребята, а вы знаете как богородские мастера делают свои игрушки?
Дуняша: Богородские мастера режут по дереву. Используют для этого липу – очень мягкое для резьбы дерево. В умелых руках получаются забавные игрушки. Пестрые деревянные курочки, фигурки медведя и мужика, кузнецов. Чаще всего главным героем является медведь – спокойный, добрый, смешной зверь. Он то играет на гармошке, то надевает лапти, то танцует, то работает рядом с мужиком. Забавные игрушки известны на Руси с незапамятных времен. А делают их в селе Богородское в Подмосковье. От названия села Богородское и игрушку стали называть Богородской.
Милаша: Дуняша, что это? (Показывает шкатулку из бересты)
Дуняша: Это шкатулка.
Милаша: А из чего она?
Дуняша: В сундуке наверняка найдется ответ на этот вопрос.
(Милаша открывает сундук. Звучит русская народная песня «Во поле березка стояла», достает изделия из бересты и березовую кору.)
Милаша: Ребята, вы уже догадались, из чего эта шкатулка?
Дуняша: Береза – необыкновенно красивое дерево. Для изготовления этой шкатулки использовали бересту – это верхний слой березовой коры. Благодаря своей гибкости, прочности, устойчивости к гниению бересту издавна применяли для изготовления различных предметов быта, таких как короба, туеса, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки. В древней Руси в специально изготовленных коробах хранили даже жидкие вещества – молоко, сметану, мед, кедровое масло.
Милаша: (открывает сундук и достает деревянные ложки) :
Посмотрите, сколько у нас здесь ложек! Ложки золоченные – узоры крученные!
Дуняша: А для чего нужны деревянные ложки?
(Ответы детей)
Дуняша: Как вы думаете, почему эта кукла так называется? Вот что о ней рассказывает бабушкин сундук… Матрешка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую складываются такие же куклы меньшего размера.
Милаша: А название ее произошло от женского имени Матрена, которым часто называли девочек в крестьянских семьях. Каждая матрешка представляет собой изображение девочки или женщины в национальной одежде: сарафане, с платочком на голове. Ее одежду украшают яркие цветы, в руках она держит корзинку, или букет, или птицу.
Дуняша: Матрешка – один из самых популярных русских сувениров! Посмотрите, кажется, наши матрешки ожили.
(Под русскую народную песню выходят матрешки).
1-я матрешка: Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки играть
И, конечно, поплясать.
2-я матрешка: Ах, матрешечка-матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
3-я матрешка: Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
(Матрешки исполняют танец под русскую народную песню «Варенька»)
Дуняша: Ребята, мы и представить не могли, сколько удивительного хранится в бабушкином сундуке! Даже музейные игрушки оживают.
Милаша: Это потому, что мастера хорошие! Посмотришь на игрушки, а они как живые, словно хотят рассказать о старине, народных промыслах.
Дуняша: Сегодня наша экскурсия подошла к концу. Мы рассказали лишь о немногих экспонатах, которые живут в нашем музее. Сними приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
И чтобы не скучал музей,
Позовем своих друзей.
Приходите к нам опять,
Будет что вам рассказать!
Дуняша и Милаша:
До новых встреч! Наш музей закрывается!
(Звучит русская народная мелодия, дети водят хоровод.)