Мария Ракитина(Кузнецова)
Консультация «Как заучивать стихотворения с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. То, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие малыша проходило гармонично важно развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. И тут на помощь приходят стихи. В них всё исполнено глубокого смысла, образности. Поэзия имеет большое воспитательное значение и важна для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи способствуют формированию образного видения окружающего мира, учат любить меткое, яркое слово, развивают эстетический вкус, воображение, юмор. К. И. Чуковский утверждал, что дети «пламенно любят стихи», «нее могут без них обойтись», «готовы с наслаждением слушать их», что «стиховым периодом» в жизни ребенка необходимо воспользоваться».
Публикация «Консультация „Как заучивать стихотворения с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Обучение выразительному чтению можно начинать уже со второй младшей группы, когда дети в возрасте 3-4 лет способны запомнить и воспроизвести с огромным желанием и интересом небольшие, близкие их жизненному опыту стихотворения. Дети второй младшей группы учатся выразительно читать стихотворения поэтов : А. Барто, И. Токмаковой и др. Несложное и в тоже время интересное содержание стихотворений выражено в простой, доступной форме: короткие строчки, образный язык, близкий к разговорной речи. Обучение детей выразительному чтению - сложный педагогический процесс. Занятия по заучиванию стихотворений включают в себя два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: восприятие поэтического произведения и его воспроизведение. Качество воспроизведения текста зависит от уровня восприятия. Дети передают то, что они поняли, выражают те чувства, которые пережили. Эти переживаемые ребенком чувства должны найти внешнее выражение в живых, естественных интонациях. Поэтому, чем полнее, глубже и эмоциональнее дети воспримут литературное произведение, тем осмысленней и выразительней смогут прочитать его наизусть.
В восприятие стихотворения важную роль играет выразительное чтение его воспитателем.
Многие исследователи считают, что особенностями методического руководства художественно-речевой деятельностью детей младшего дошкольного возраста являются непосредственность, эмоциональность общения, большая наглядность, игровой характер обученияМышление детей 3-4 лет носит конкретно – образный характер, их жизненный опыт очень невелик, и им не всегда под силу представить те предметы, образы, о которых говорится в стихотворении. Поэтому в младшем дошкольном возрасте выразительное чтение важно сопровождать и сочетать с показом игрушек, предметов, иллюстраций, созданием игровых ситуаций в соответствии с сюжетом стихотворения. Взаимодействие художественного слова и наглядных образов помогают детям получить конкретные представления о внешнем виде персонажей, возникает определенное отношение к тому, что они видели и слышали, создается эмоциональный настрой. Созданная игровая ситуация побуждает детей к игровым действиям, а игровые действия делают ребенка участником игры: он выполняет определенные движения, произносит слова текста. Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении малыша яркие образы, учат смело, уверенно и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор. Именно поэтому, чем раньше научить ребенка мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение. Выбор игровых действий определяется текстом произведения (дети хлопают в ладоши в такт удара мяча, показывая, как он подпрыгивает; став в кружок, вертятся, как снежинки; имитируют езду на коне, приговаривая весело и задорно: «Гоп-гоп!» и т. п. Но не все тексты стихотворений для заучивания, дают возможность использовать игрушки и создавать игровые ситуации. В таком случае можно показывать картины, близкие по содержанию теме стихотворенияЭто также дает возможность создать обстановку, в которой совершаются действия. В поэтических текстах, особенно в фольклорных произведениях, часто встречаются слова и речевые обороты, которые не понятны дошкольникам, что затрудняет понимание текста, а, следовательно, и его воспроизведение. Поэтому обязательно должно быть пояснение с показом. Обучение детей воспроизведению литературного текста требует применения специальных приемов, способствующих запоминанию произведения и выразительному чтению его наизусть. Одни дети легко сами могут сочинить,если им подобрать рифму. Другие - выберут тему для него, но будут затрудняться в подборе рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Взрослый не должен забывать хвалить ребенка. Придавая ему уверенность и повышая самооценку. Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, следует процесс запоминания и воспроизведения строить одновременно на игровой основе. В игровых действиях возникает необходимость целенаправленно произносить слова текста. Например, ребенок дарит красный флажок своему другу и произносит строки стихотворения :
Мой товарищ, мой дружок, Я дарю тебе флажок… (А. Кузнецова. «Мой товарищ, мой дружок…»)Или дети поочередно подходят к кукле Тане и успокаивают ее, повторяя «Тише Танечка, не плач, не утонет в речке мяч». (А. Барто «Мячик»).
Запоминание всего текста целиком и его самостоятельное воспроизведение представляет значительную трудность для младших дошкольников. Поэтому важно использовать повторение отдельных строк в процессе игровых действий. Это способствует лучшему запоминанию и более выразительному воспроизведениюТакже важно соблюдение следующих условий:
- Создание ситуации «новизны», «неожиданности», внесение новых атрибутов.
- Побуждение повторно пережить эмоциональное состояние, связанное с художественным произведением.
- Создание условий, которые побуждают к смене эмоционального состояния (радость, гнев, легкая грусть.)
- Обращение к личному опыту, привлечение внимания к определённому отрывку произведения, общение по поводу пережитых чувств, воссоздание образа. Педагог должен быть примером для подражания, через себя и свои эмоции дать ребенку прочувствовать произведение.
- Осмысление детьми, подведение к основной идее. Поддержание высокой эмоциональности, мотивации, активности детей.
Важная задача - создать атмосферу радости, праздника, желания «играть» со словом. Тогда позже дети сами будут проявлять самостоятельность и активность.
Уже в три года дети могут досказывать строчку из стихотворения. Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загадки, ответ которых рифмован.
А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов, например, дом, сом, нож, гром найти лишнее. А когда ребенок ответит, спросите его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей - это такая же интересная игра, как и многие другие.
Темой для стихотворения может быть всё, что окружает малыша и привлекает его внимание: друзья, семья, игрушки, животные. Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление.
Этапы сочинения стихов :
1. Формирование интереса к сочинению собственных стихов.
2. Воспитание фонематического слуха, ритма
3. Сочинение собственных стихов.
4. Создание творческой атмосферы.
5. Доброжелательное отношение взрослого.
6. Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.
7. Чтение высокохудожественных произведений о природе и т. д.
8. Коллективное и индивидуальное создание стихотворений, игры: «Кто больше подберёт рифм?».
9. Умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях.