Юлия Волгина
Как ввести правила жизни в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы задать правильный тон всему дошкольному обучению и убедиться в том, что все дети чувствуют себя вовлеченными в учебный процесс и ничего не бояться, очень важно научить их правильно себя вести. Детский сад для некоторых детей является первым погружением в коллектив. Поэтому важно не требовать от детей многого и объяснить все правила поведения в самом начале учебного года.
Как ввести правила жизни в группе.
Публикация «Как ввести правила жизни в группе» размещена в разделах
1. Если в группе произошла какая-либо ситуация, связанная с нарушением правил, то сразу или спустя некоторое время, но не позже, чем через день после нарушения, следует обсудить случившееся. Спросить, что другие дети, не участвующие в нарушении, думают об этом, хотели бы они попасть в такую ситуацию.
2. Обратить внимание инициатора нарушения на реакцию и чувства других детей.
3. Предложить детям ввести правило и сделать его правилом недели, то есть время от времени напоминать о нем детям. Повесить на видное место, например в уголок под названием «Правила нашей группы». Вводить следует не более одного правила в неделю и не больше восьми правил в год (пяти правил для младших групп).
4. Спросить детей: «Ребята, а что же нам делать в следующий раз, если кто--то нарушит наше правило?» Ответы демонстративно записать, обсудить, отказаться от заведомо неприемлемых вариантов и оставить конструктивные решения. Внести своё предложение, например, установить «кресло размышления», на котором ребенок, нарушивший правило, должен сидеть в течение трёх минут (для малышей) и пяти минут (для детей постарше). Придумать как можно больше вариантов того, что ему поможет это правило не нарушать. Время засекается при помощи песочных часов в пределах видимости воспитателя и ребенка. По истечении времени воспитатель просит подойти и обсудить с ним то, что ребенок для себя решил.
Почему размышление над способам самопомощи работает более эффективно, нежели обычное наказание? Классическое наказание, например постановка угол, освобождает ребёнка от ответственности и контроля за своими действиями в будущем. То есть, он отбыл своё время в углу или на стульчике и освободился от чувства вины, необходимости корректировать своё поведение. Время для размышлений и задача самостоятельно придумать способы самопомощи не унижает достоинство ребенка и не освобождает его от ответственности.
В нашем дошкольном учреждении начинается работа по внедрению проекта "Добрые соседи", одной их форм организации которого является проведение «Клуба по интересам». Суть этого мероприятия заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. Поэтому проведению этого мероприятия предшествует большая подготовительная работа. Непосредственно перед проведением «Клуба по интересам» дети обсуждают все правила. Даё тся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика (бубна) вы возвращаетесь в группу».
Правила поведения детей во время «Клуба по интересам» :
- «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;
- «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;
- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;
- «Говори спокойно»;
- «Ходи спокойно»;
- «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;
Вероятно, не все дети могут соблюдать правила, поэтому целесообразно использование системы «Трёх кружков». Каждому ребёнку на время проведения «Клуба по интересам» выдается по три кружка, которые он кладет специально изготовленный им самим конверт (медальон, сумочка и т. п.). Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клуба по интересам». Если у ребёнка забирают три кружка, то ребёнок возвращается в свою группу, «Клуб по интересам» он пропускает.
На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает перед собой кружки, при нехватке которых он рассказывает, кто и за что их у него забрал. Если у ребёнка забирают три кружка, то ребёнок возвращается в свою группу, «Клуб по интересам» он пропускает.
Из опыта внедрения технологии в ДОО г. Москва:
"Что такое правила?"
Педагог предложил детям образовать круг, сидя на полу. Важно помнить, что не следует прерывать и перебивать ребёнка, давать какие-либо оценки давать какие-либо оценки типа: «молодец», «умница»,
Педагог попросил детей по кругу высказать своё ощущение, поделиться со всеми своим настроением. Затем задал ребятам вопрос: «Как вы думаете, что такое правила?». Дети не давали определения этому слову, а начали называть, какие правила знают : «Нельзя переходить дорогу на красный свет», «Нельзя обижать маленьких» и т. д. Педагог попросил припомнить: «А есть ли в вашей семье какие-то правила?». Некоторые дети желали высказаться и называли те правила, которые установлены в их семьях, например: «Нельзя проходить в обуви в комнаты». Затем педагог задал ещё вопрос: «Для чего вообще правила нужны? Что будет, если их не соблюдать?». Дети сделали вывод, что жизнь протекает по правилам. Есть правила в семье, в магазине, в стране, в мире. Дети вместе с педагогом проговорили: «Если
правила нарушить, то всё смешается и встанет с ног на голову. Поэтому соблюдать правила необходимо".
«Правила в нашей группе».
Педагог пригласил детей образовать круг, сидя на полу, и поставил в центр свечу. Попросил детей по кругу передать жёлтый клубок – хорошее настроение: «Посмотри другу в глаза, скажи приятное слово и
передай клубочек». Педагог попросил детей припомнить, о чём они говорили на прошлом круге. Дети по очереди называли то, что запомнили. Затем педагог задал вопрос: «Как вы думаете, а в нашей группе есть правила?». Дети называли те правила, которые они соблюдают в группе : «Мыть руки перед едой», «Здороваться друг с другом, когда приходим в детский сад». Затем педагог попросил выбрать 5-7 правил, которые
никогда нельзя будет нарушать. Каждый из детей высказал своё мнение о том, какое правило самое важное, начиная это предложение со слов: «По моему мнению.». В конце «круга» педагог предложил поразмышлять о том, как можно оформить правила так, чтобы они были напоминанием для всех.
Ежедневно в течение первых двух недель проводились рефлексивные круги, на которых воспитатель беседовал с детьми о правилах поведения в группе, давал задания родителям через детей.
Например, предлагалось написать на отдельном листе бумаги, какие правила поведения есть в семье, как распределяются обязанности в семье у детей и взрослых.
В результате проделанной работы к концу второй недели дети совместно с педагогом вывели пять основных правил : то, что можно делать с разрешения взрослого в свободной деятельности ребенка, и то, чего делать ни в коем случае нельзя. Эти правила в виде небольших карточек были наклеены в каждой группе и в каждом кабинете. Дети проговорили с воспитателем о том, что можно и нельзя и
почему.
В группе появился стул для размышлений с песочными часами на 5 минут для тех воспитанников, кто нарушил правила поведения. Совместно с родителями был изготовлен коврик примирения, на котором детей учили решать конфликты и мириться вначале при помощи взрослого, а затем самостоятельно.