Департамент труда и социальной защиты
Как в Цссв «Доверие» занимаются адаптивной физкультурой с детьми с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-1596807185
Адаптивная физическая культура (АФК) помогает детям с неврологическими нарушениями, в том числе с детским церебральным параличом поддерживать двигательную активность, жизненно важные функции организма, укрепляет ослабленные мышцы. В столичных центрах содействия семейному воспитанию занятия АФК стали частью реабилитации воспитанников. В ЦССВ «Доверие» регулярно занимаются ей более сотни ребят. Специалисты Центра расскажут о принципах своей работы и дадут рекомендации родителям детей с ДЦП о том, как организовать занятия дома.
Публикация «Как в Цссв „Доверие“ занимаются адаптивной физкультурой с детьми с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
«Основные проблемы детей с церебральным параличом связаны с повышенным мышечным тонусом, а именно со спастичностью. Поэтому и для специалистов, и для родителей очевидно, что необходимо поддерживать оптимальную длину мышц. Один из способов достижения этой цели — пассивные упражнения на растяжку», — рассказывает инструктор АФК Анастасия Шевченко.
Правила растяжки
Во время упражнений ребёнок не должен испытывать боли и должен быть спокоен,
необходимо защищать суставы, для этого надо правильно удерживать конечность и не превышать физиологических объемов движения,
растяжка проводится медленно, мышцы необходимо выдерживать в максимально растянутом состоянии не менее 30 секунд,
следует постепенно увеличивать амплитуду движения.
«В качестве примера, расскажу, как проводить растяжку икроножной мышцы. Для этого ребенок принимает исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги выпрямлены. Захватываем стопу так, чтобы одновременно фиксировать ее и обеспечить движение в голеностопном суставе строго по правильной оси — сгибание-разгибание. Мышца — двусуставная, обеспечивает движение в коленном и голеностопном суставах, поэтому второй рукой придерживаем коленный сустав, чтобы не дать ему согнуться. Ни в коем случае не давим на сустав. Нельзя делать резких движений, которые доставляют ребенку боль. Все движения должны быть плавными и постепенными. Необходимо задержаться не менее, чем на 30 секунд в крайнем положении сгибания голеностопного сустава, которое будет комфортно для ребенка», — советует специалист.
Также можно выполнять упражнение на растяжение мышц задней поверхности бедра из положения сидя. Ребенок сидит спиной к маме между ее ног. Исходное положение — сидя на полу, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Мама держит одной рукой ребенка за колени, чтобы они не сгибались, другой — за запястье ребенка. Медленно помогает ребенку достать до кончиков пальцев ног. Если ребенок не может сам сохранять эту позу, то мама одной рукой берет его за запястье, а другой — помогает ему дотянуться до пальцев ног, положив руку на спину.
Польза — на лицо
Влияние физической нагрузки на костно-мышечную систему ребенка с ДЦП можно оценить на реальном примере из практики специалистов.
«У А. спастическая двойная диплегия — самая распространенная разновидность церебрального паралича. У ребенка выраженные нарушения работы рук и ног. Тонус мышц-разгибателей повышен, ноги вытянуты. Занятия с инструктором АФК и воспитателями на дозированное растягивание мышц позволяют на несколько часов снизить мышечный тонус и увеличить объем движений в суставе. Конечно, снижение тонуса после упражнений временное. Поэтому занятия должны быть систематизированы, например, утром и вечером по 30 минут. Также после занятий улучшается и психологическое состояние девочки. У А. повышается настроение, аппетит, появляется улыбка на лице», — делится Анастасия Шевченко.
Существуют разные способы поддержания длины мышц и сохранения объема движения в суставах для детей с ДЦП: ношение ортезов, использование вертикализатора, инъекции определенных препаратов и другое. Но пассивное растяжение мышц — самый доступный способ, который могут применять родители дома. «Укорочение тела мышцы, к сожалению, — неизбежное ортопедическое осложнение у детей с тяжелыми формами ДЦП и другими неврологическими нарушениями. Задача специалистов и родителей состоит в постоянном контроле за возникновением этих осложнений, а также в психологической поддержке ребенка. Ведь для ребенка важно, чтобы о нем заботились, верили в него, и не оставляли один на один с заболеванием», — считает инструктор.