Светлана Степанович
Как устроены детские сады в Швеции
▼ Скачать + Заказать документы
Скандинавские страны очень комфортны для семей с детьми. Во многом это заслуга продуманной системы детских садов. Никакого принуждения ко сну, слипшихся макарон на обед и строгих воспитателей. Главное — эмоциональный комфорт ребёнка, домашняя обстановка и разумная свобода действий.
Оформление и оплата
Ребёнок имеет право на место в саду с одного года. Учебный год в Швеции начинается в августе. Неработающие родители могут рассчитывать на 15-25 бесплатных часов в саду в неделю. На полный день в шведский детский сад ребёнка могут взять, но только если оба родителя трудоустроены.
Публикация «Как устроены детские сады в Швеции» размещена в разделах
Сады делятся на частные и государственные. Это никак не влияет на качество садов и стоимость оплаты — она зависит от уровня дохода семьи и везде одинаковая.
Адаптация
Часто в уставах детских садов прописаны правила адаптации, по которым первое время (как правило, две недели) один из родителей ходит в сад вместе с ребёнком.
Если ребёнок не говорит на шведском, сад просит помощи у своего консультанта, который в свою очередь помогает воспитателям подготовить для ребёнка комфортную языковую среду. Например, воспитатели могут выучить базовые слова на родном языке ребёнка («zdravstvuyte», «spasibo», «dosvidania»). Или сделать карточки с картинками, которые ребёнок может использовать для обозначения своих желаний и потребностей (туалет, вода, еда, игрушки) или даже эмоций (веселье, грусть).
Другие дети
В группах на двух или трёх воспитателей приходится 8-20 детей. Чем младше дети, тем меньше группа.
Сон
В некоторых садах обязательный тихий час только у детей до трёх лет. Если уставший ребёнок устроится калачиком на кресле, диване или ковре, никто его, конечно, не будет будить. Но специальное время и место для сна есть только в младших группах. Дети обычно спят в спальных мешках на ковриках вроде туристических, в гамаках или на детских раскладушках. Сон тут исключительно по желанию — кто хочет бодрствовать, остаётся тихо играть под присмотром воспитателя.
Еда
При подаче заявления в сад родители заполняют анкету по предпочтениям в питании. Можно выбрать для ребёнка вегетарианское меню, вегетарианское с рыбой и яйцами или обычное. Всегда можно сказать, если что-то из еды не понравилось.
Персонал
Чтобы работать в шведском детском саду, нужно получить специальное образование — зарплаты высокие, конкурс на места большой, поэтому конкуренция жёсткая. Воспитатели часто играют с детьми, вместе читают книги. Всё как дома.
Дисциплина
Шведы пытаются найти идеальный баланс между свободой и дисциплиной. У них даже есть своё правило: «Чёткие границы и полная свобода внутри них». Нельзя выйти из-за стола, пока все дети не поедят, но можно не есть самому, если не хочется. Можно не петь вместе с другими детьми, но придётся сидеть вместе со всеми в кругу.
С родителями всё точно так же. Они сами выбирают, во сколько приводить ребёнка утром и забирать днём.
Развитие
Главное занятие детей в шведских садах — свободная игра. Очень популярны Монтессори-сады (и подобные, где обучение идёт за счёт поддержания естественного стремления ребёнка к самостоятельности и познанию мира.
Несколько раз в день дети (кто хочет) могут учиться писать, заниматься рисованием, лепкой из глины, учить алфавит или почитать с воспитателем. Но происходит всё это в свободной и расслабленной форме.
Раз в день в саду устраивают перерыв для образовательных мультфильмов об экологии, животных, устройстве организма человека, истории. Чтобы дети могли больше узнавать об окружающем мире, в саду часто держат аквариум с улитками/червями/муравьями, а в тёплое время — выращивают растения в кадках.
Безопасность
Сады должны быть максимально безопасными: лестницы огораживаются дверцей с замком, вся мебель рассчитана на детей и их игры, материалы экологичны. В то же время детям уже с года разрешают есть металлическими ножами и вилками, а в хорошую погоду воспитатели могут спокойно развести во дворе сада костёр, чтобы вместе с детьми приготовить еду в котле. Дети часто ходят на прогулки в лес или музеи, при этом все надевают жёлтые светоотражающие жилеты, держатся одной рукой за общую верёвку, чтобы не потеряться, — впереди и в конце этой верёвки идут воспитатели.
Если с ребёнком в саду происходит несчастный случай воспитатель вместе с родителями заполняет специальный документ с описанием произошедшего. Управа фиксирует такие случаи, чтобы при необходимости изменить организацию пространства детского сада или работу персонала.
Часть дня дети проводят на улице: пару часов после завтрака и пару часов после обеда. Гуляют в любую погоду.
Обычно детей приводят в сад между 6.30 и 9.30, а забирают с 12 до 15.30.