УЛЬЯНИНА Ирина
Консультация психолога «Как справиться с детскими страхами»
▼ Скачать + Заказать документы
Как справится с детскими страхами
Быть смелым – значит считать далёким
всё страшное, и близким всё, внушающее смелость.
(Аристотель)
Страх – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Публикация «Консультация психолога „Как справиться с детскими страхами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Детские страхи – тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живёт под кроватью, громких звуков и ночных бабочек…
Причин детских страхов много : травмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Дети боятся темноты, больших и маленьких собак, врачей, пожаров. Кто-то боится злой Бабы-Яги, волка и др. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверенности в себе. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т. д.
О том, что ребёнок испытывает страх, свидетельствует следующее:
- Не засыпает один, не разрешает выключать свет.
- Часто закрывает уши ладонями.
- Прячется в угол, за шкаф.
- Отказывается от участия в подвижных играх.
- Не отпускает маму от себя.
- Беспокойно спит, кричит во сне.
- Часто проситься на руки.
- Не хочет знакомиться и играть с другими детьми.
- Отказывается общаться с незнакомыми людьми, приходящими в дом.
- Категорически отказывается принимать незнакомую пищу.
Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Психологи выделяют возрастные периоды, особенно яркого проявления, определённых страхов :
2-3 года – боязнь животных, темноты, ночные страхи;
4 года – боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев;
5-6 лет – боязнь несчастий; пожаров, катастроф, боязнь школы;
7-8 лет – страх умереть или боязнь смерти близких.
Страхи у детей наиболее интенсивны в возрасте 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства.
Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, и как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжёлая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении, семье и т. п.). По продолжительности страхи бывают : кратковременными (15-20 минут, быстро проходящими после успокоительной беседы и затяжными (1-2 месяца, тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.
Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребёнка.
Психолог может помочь детям справиться со страхами, не допустить развитие их в болезнь и помочь боязливым детям преодолеть эти страхи. Такими способами являются: терапевтическая сказка, вербальные и художественные упражнения, творческие (музыкальные и пластические) задания (в приложении). Как и в случае коррекции повышенной возбудимости, коррекцию страхов проводят не по возрастным группам, а выбирая для каждой группы детей более простые или более сложные упражнения.
Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего - это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью.
Сам по себе страх — продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребенка невротика. Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь боязливым детям преодолеть их, и является терапевтическая сказка. Сказку можно придумать самим, используя в ней образ страха, который испытывает ребенок. Например, многие дети испытывают страх темноты, и победить этот страх поможет простая история:
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены, а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…
С помощью разыгрывания сказок, этюдов при активном участии ребенка можно преодолеть любые страхи. Главное, не стыдить ребенка за его страхи, а напротив проявить заботу и вместе их победить!