АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Консультация для воспитателей «Как сообщить родителям о плохом поведении ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как сообщить родителям о плохом поведении ребёнка?
Воспитателям часто необходимо сообщить родителям не только хорошую, но и негативную информацию о ребёнке, если в этом есть необходимость.
Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать и понять друг друга. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.
Педагогам необходимо знать, как избежать подобных конфликтов.
Темочки:
Рекомендация 1. Эмоциональная настройка на сотрудничество
Перед общением с родителем необходимо позаботиться о своём эмоциональном состоянии.
Если педагог недоволен ситуацией из-за действий ребёнка, его слова могут прозвучать как критика и осуждение по отношению и к ребёнку, и к родителю. Скорее всего, такой разговор родитель воспримет как нападение и будет защищаться.
Необходимо осознать, что вы разозлились на ситуацию. В таком случае к сотрудничеству с родителями вы сейчас не готовы. Вам необходимо эмоционально отключиться от ситуации. Неплохо, чтобы восстановить психологический баланс, переключить своё внимание.
Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать вопросы себе: «Какое препятствие эта ситуация создаёт в моей работе как педагога?»,
«Какую сложность ситуация создаёт для успешной социализации ребёнка?».
Только после этого можно настроиться на сотрудничество с родителями.
При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребёнке. Вам необходимо аргументировать свою позицию и применить технику активного слушания. Педагогу важно дать понять родителям, что цель у них общая - развивать ребёнка.
Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения
Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать разногласий и ссор с ними.
Рассмотрим следующие техники.
Техника «От негатива к позитиву»
Педагог сообщает важную информацию о ребёнке родителю в позитивном ключе. Это поможет родителям настроиться на сотрудничество.
С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда за своего ребёнка. Акцент в этой технике делается на достижениях ребёнка.
Примеры перефразирования в таблице.
Таблица «От негатива к позитиву»
Негативная форма Позитивная форма
«Ваш ребёнок плохо себя ведёт. Он дерётся с другими детьми». «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно. Но ему бывает трудно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»
«Ваш ребёнок гиперактивный, неусидчивый, непослушный». «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Он, конечно, будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать задание до конца»
«У вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают». «Ваша дочь всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Она очень целеустремленная. Но ей бывает трудно в ситуации ограничений. Мы можем вместе с Вами подумать, как ей в этом помочь»
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»
В разговоре с родителями в этой технике нужно делать акцент не на негативной оценке, а на совместном поиске путей решения проблемы.
Беседу лучше начать, с рассказа что-то хорошего о ребёнке, а потом перейти к неприятным моментам.
Когда вы будете говорить о недостатках ребёнка, нужно говорить только о поведении, а не о личности. Завершить беседу лучше на позитивной ноте.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества»
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований.
Например, начинайте разговор с фразы: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу…»
Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей :
«Вы не замечали, что…»; «Как вы думаете, с чем это может быть связано?»
Хорошо в разговоре с родителями использовать технику «Я-высказывание».
Например, «Меня очень тревожит, что…»; «Я начинаю беспокоиться…» и т. д.
Далее можно предложить родителям совместный поиск решения проблемы.
«Давайте вместе попробуем поступить…»; «Если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…» и т. д.
Техника «Речевой стиль «адвокат»».
Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.
Примеры фраз этого речевого стиля.
«Какой бы серьёзной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход из неё, и я протягиваю Вам руку помощи»; «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребёнка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»; «Я -педагог, и моя профессиональная задача- дать знания ребёнку, которые он сможет использовать в жизни».