Департамент труда и социальной защиты
Как реклама влияет на формирование мировоззрения и ценностей у детей и подростков
2243370-11 Современный мир трудно представить без рекламы. Она повсюду – на уличных билбордах, на телевидении, в журналах и, конечно, в интернете, где подростки проводят львиную долю свободного времени. Уже давно замечено, что рекламные слоганы – короткие, эффектные, яркие – дети запоминают буквально со второго раза, начинают цитировать и даже использовать как руководство к действию. Как реклама может повлиять на формирование системы ценностей у ребенка – отвечают специалисты из Центра содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия».
Публикация «Как реклама влияет на формирование мировоззрения и ценностей у детей и подростков» размещена в разделах
Не ограждать, но контролировать количество рекламы
«Реклама для ребенка – простая и яркая модель знакомства с окружающим миром и обществом. Она информативна, легко запоминается, тиражирует привлекательные образы, и дети куда более восприимчивы к ней, чем взрослые», – говорит учитель-дефектолог Центра Людмила Разнотовская.
Учитывая то, что сейчас в онлайн-формат постепенно уходят почти все сферы жизни – работа, учеба, хобби, развлечения, даже шопинг, то оградить ребенка от пагубного влияния рекламы с навязчивыми призывами «купить», «поехать», «взять» практически невозможно. Но и оставлять это без контроля нельзя, считают специалисты.
«Рекламные слоганы – это штампы, стереотипы. Они примитивны и не заставляют ребенка напрягать умственные способности, чтобы понять их смысл. И вот он уже начинает сначала мыслить, а потом и говорить короткими фразами, взятыми из рекламы, – поясняет Людмила Разнотовская. – У нас в Центре, например, есть Саша. Он учится в 9-м классе по программе для детей с задержкой психического развития, и на занятиях мы часто тренируем память, запоминая небольшие стихотворения. И мальчик не может повторить заученное на предыдущем уроке четверостишье, хотя легко цитирует рекламные слоганы. Создается обманчивое впечатление, что у подростка хорошая память, но, к сожалению, это не так».
Навязчивые образы формируют ложное представление о мире
Еще одна скрытая опасность в рекламе – подмена ценностей. Подростковый возраст – время, когда формируется личность, расширяется круг интересов, развивается самосознание, приобретается новый опыт общения со сверстниками. Все это ведет к формированию системы социальных ценностей, но внутренний мир подростка настолько хрупок, что заместить в нем понятия очень легко. Особенно если изо дня в день сталкиваешься с навязчивыми образами успешности из рекламы – дорогие машины, современная техника, путешествия, одежда и аксессуары премиум-класса.
«Пытливый ум ребенка запоминает подобные образы. Формируются ложные представления о приоритетах, а стремление к обладанию недоступными материальными ценностями ведет к снижению уровня морали, обесцениванию нематериального – уважения, дружбы, любви, сочувствия, сострадания. В сложных случаях, если оставить такие проявления у ребенка без внимания, это может даже привести к психологическим расстройствам», – говорит воспитатель семейной группы Светлана Скивко.
Как защитить ребенка от влияния рекламы
«Проводите с ребенком как можно больше времени, общайтесь. Чем больше о мире, его устройстве и ценностях он узнает от родителей, тем меньше информации почерпнет из внешних источников, в том числе из рекламы. Не забывайте о важности примера. Ребенок всегда ориентирован на поведение ближайших взрослых», – рекомендуют специалисты.
На заметку
Если у вас есть какие-либо вопросы относительно воспитания приемного ребенка или в вашей приемной семье есть какие-то трудности, вас всегда готовы поддержать специалисты по сопровождению замещающих семей. Услуга сопровождения бесплатна. Узнать о ней больше и выбрать подходящую для себя организацию можно на портале «Моя новая семья».