Лучший педагог года

Как развивать речь ребенка в раннем дошкольном возрасте

Наталья Титенкова
Как развивать речь ребенка в раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Титенкова Наталья Викторовна

Как развивать речь ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве, с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе, к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество. Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности. В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания. Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3 году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи.

Публикация «Как развивать речь ребенка в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Задачами речевого развития первых лет жизни являются:

1. Расширение понимания речи взрослых

2. Формирование активного словаря ребенка.

Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями.

Итак, РЕЧЬ ИМЕЕТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ : с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры. Особенности развития речи детей третьего года жизни. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его развития. Каковы же особенности речевого развития детей третьего года жизни? дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими. Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький, его цвет. Вместе с тем, ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин, может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый, передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя.

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи, указывают на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений:

1 уровень: ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи.

2 уровень: узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ногти);

3 уровень: понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях. Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством, зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество). Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой. Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги. Для этого воспитателю необходимо: внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка; много говорить самому; вовлекать детей в разговор на определенную тему; помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками. Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово. Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку) и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (что-то вместе с детьми рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет); путешествует по детскому саду или территории участка: рассказывает разные истории и. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторять его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет? Клюет, У нее клюв. А у цыплят — клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки») Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» «Клюет»). Формированию словаря способствуют следующие игры и упражнения: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)», «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет; платье повесить в шкаф или настул; яблоко положить в вазу или на блюдо). «Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце). «Чей малыш? Чья мама?» (упражнения на группировку животных по принципу взрослое животное — детеныши). «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга — книжечка, банка — баночка, совок совочек, платок — платочек). «Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений).

На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных ([м], [п], [б], (в], [ф|). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как [с], [з] (свистящие). Отработка произношения звука осуществляется поэтапно: проговаривание изолированного звука; произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягченности речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п., ч тче проявляются (и легче исправляются) дефекты речи); отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова); закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком. Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги (султанчик) и протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку» : «У-у-у-у».). Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»).

С детьми 2-3 лет проводятся подгрупповые занятия. - Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики). Эти занятия наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей к совместной деятельности.

Рассказы, развивающие способность слушать и понимать небольшой текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших возвращаться домой?» («Гуси» К. Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной). -

Игры-инсценировки. - С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.); - Рассматривание сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батурииой, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой). Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот и др.). У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.

В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок быстрее заговорил, но нужно учесть еще и другое. В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу.

В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Учитывая важность проблемы, возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Чтение народной поэзии малышам. В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети, — народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока», песенки («Киска», «Петушок, петушок.» и др.) Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь. Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька.», о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик.», о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Кисонькамурысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»). Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико, обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчикпальчик» и др.). Некоторые построены по типу обращения («Кисонькамурысонька», «Петушок, петушок», сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания, потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым. Выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста Проверку рекомендуется проводить на специально подобранных словах, где встречаются согласные звуки в разных положениях (в начале, середине, конце слова). Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, названия которых входят в этот перечень, показывает их ребенку в том порядке, как они стоят в перечне, и спрашивает, что это такое. Если ребенок не знает названия картинки, то воспитатель сообщает ему это название и предлагает повторить. Ответы детей записываются в тетрадь. Если ребенок правильно говорит, то воспитатель отмечает это каким-либо знаком, если же ребенок произносит слово неправильно, то надо записать слово полностью с сохранением своеобразия детского произношения. Проверку произношения у детей младшей группы можно провести на названиях частей лица и тела. Вот перечень этих слов: голова, волосы, лоб, брови, зубы, язык, глаза, нос, щеки, губы, лицо, ухо, уши, шея, плечо, рука, живот, пальцы. (Эту методику можно использовать во всех возрастных группах детского сада.) Проверка звукопроизношения - должна проходить в форме живого разговора с ребенком, а с малышами даже в виде игры. «Как это называется?» — говорит воспитатель, показывая на ту или иную часть лица или тела. Заключение Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка раннего возраста невосполнимы

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте» «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги —мир дикарей.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Родительское собрание «Родителям не нужно забывать, что речь ребёнка надо развивать!» Размещён материал в виде родительского собрания. Цель: - Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; - Повышение педагогической.

Советы родителям «Как развивать речь ребенка» У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как развивать речь ребенка в раннем дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 января 2023 в 06:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как развивать речь ребенка в раннем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Титенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД