Осипова Олеся
Как развивать пространственное восприятие и представление: упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом : слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.
Как известно, ощущение и восприятие - те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.
Темочки:
Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Зрительное восприятие пространства - одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение - ведущий канал получения информации о внешнем мире.
Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.
От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи.
1. Упражнение «Найди пазлы»
Ведущий просит детей встать около двери и сообщает им, что от картинки, которую он собрал, потерялись несколько пазлов (число потерянных пазлов ровняется числу участников) и детям предстоит их. Как найти недостающие элементы картинки подскажет ведущий. Указания месторасположения пазла ведущий сообщает каждому ребёнку по очереди, используя при этом слова и предлоги, с помощью которых определяется местоположение объектов.
Например: «Встань так, чтобы впереди тебя было окно, сделай три шага налево, два шага вперед и ты найдёшь пазл на стуле под книгой».
2. Упражнение.
Выкладываем перед ребёнком карточку и задаём вопрос : «В каком углу квадрата нарисована звезда?» (В верхнем левом.)
«Я повернул квадрат один раз по часовой стрелке» (показывает.) «В каком углу оказалась звёздочка?» (В верхнем правом.)
«А теперь я повернул квадрат два раза против часовой стрелки». (Поворачивает.) «Где сейчас звезда?» (В нижнем левом.)
«Я поворачиваю квадрат три раза по часовой стрелке». (Показывает.) «В каком углу звезда?» (В нижнем правом.)
3. Упражнение.
Ребёнку предлагают нарисовать на листе бумаги в верхнем правом углу гриб, в верхнем левом углу круг, в нижнем левом углу треугольник, в нижнем правом углу овал, а в центре листа ромб.
Варианты фигур вы можете придумывать сами, и важно помнить, что задания даются ребёнку постепенно.
4. Упражнение. Ориентировка в собственном теле на основе выделения ведущей правой руки
- подними вверх руку, которой ты рисуешь, держишь ложку.
- как она называется?
- покажи правой рукой карандаш, куклу, машинку.
- возьми в правую руку карандаш и начерти кружок.
-возьми в правую руку ножницы и отрежь полоску бумаги.
-возьми в правую руку карандаш и обведи им шаблон морковки, яблока.
-возьми в правую руку кисточку и раскрась цветы, грибы, бабочку.