Папки-передвижки

Как развить внимание шестилетки во время школьных каникул?

Татьяна Лукьянчук
Как развить внимание шестилетки во время школьных каникул?
▼ Скачать + Заказать документы

Как развить внимание шестилетки во время школьных каникул?

Автор: Т. В. Лукьянчук, педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 234 г. Минска»

Психологи и специалисты, работающие с дошкольниками, да и родители малышей в последнее время все чаще сталкиваются с проблемой невнимательности детей. Недавно ко мне на консультацию пришла мама будущего первоклассника. Она обратилась с жалобой на то, что у ее ребенка совершенно отсутствует внимание, он ни на чем не может сосредоточиться более 10 минут. Во время выполнения какого-либо задания мальчик часто отвлекается на посторонние предметы, вскакивает со стула, реагирует на любой посторонний шум – и вследствие этого не может довести до конца ни одно начатое дело. А ведь ребенку уже более 6 лет, и осенью он пойдет в школу. Мама переживала, как же ее сын с таким рассеянным вниманием сможет учиться в школе.

Публикация «Как развить внимание шестилетки во время школьных каникул?» размещена в разделах

Беспокойство мамы понятно: современная школа предъявляет к ребенку довольно высокие требования. А ведь усидчивость и внимательность, способность длительное время сосредотачиваться на задаче, поставленной учителем, – один из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Мы можем с достаточной вероятностью прогнозировать, что для ребенка-егозы просидеть 30 минут урочного времени уже будет большой задачей, не говоря уже о необходимости сосредоточиться на учебном материале. И, очевидно, проблемы, связанные со школьным обучением, для этой семьи уже не за горами.

Однако ситуация не такая уж безнадежная, как может показаться на первый взгляд. Впереди еще почти месяц, и, если посвятить их ненавязчивой, но последовательной и кропотливой работе с ребенком, то ситуацию можно значительно изменить к лучшему. Специалисты доказали, что внимание ребенка можно и нужно развивать. Но прежде всего нужно разобраться, что же такое внимание, какими свойствами (характеристиками) оно обладает – в общем, что мы собственно будем развивать?

Внимание – это психический процесс, который сопровождает деятельность ребенка при познании и исследовании окружающего мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из всего потока информации, ежесекундно поступающей из окружающего мира, ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает. Так проявляется непроизвольное внимание, которое наблюдается даже у младенцев, когда они реагируют на внешний раздражитель: поворачивают головку в сторону источника звука, света, улыбаются, услышав голос матери. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Непроизвольное внимание направлено на предмет, который вызывает интерес у ребенка в данный момент, и его хватает ровно на тот период, пока не угаснет этот интерес. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением дея-тельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредотачиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. В данном случае речь идет о произвольном внимании, когда ребенок ставит перед собой цель выполнить какое-либо задание, причем постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, значительных эмоциональных и волевых усилий.

По-настоящему о произвольном внимании можно говорить лишь в 6-7 лет. В этом возрасте нервная система ребенка созревает настолько, что процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Наступает период, когда нельзя сказать, что ребенок неуправляем. Он способен самостоятельно управлять не только своими действиями, поступками, речью, но и мыслями. Правда, на весьма незначительный временной промежуток.

Разобравшись, чем отличается непроизвольное внимание от произвольного, мы понимаем: когда взрослые говорят о ребенке, что он невнимательный, рассеянный, то речь идет не вообще о внимании (все дети внимательны, когда им интересно, а о произвольном внимании, требующем проявления волевых усилий.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью кото-рых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке, можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания:

- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.

- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал.

- Сколько ступенек на лестнице?

- Сколько окон в комнате?

- Когда взрослый хлопает в ладоши, стань в определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у").

И другие подобные игровые упражнения.

Одним из эффективных средств развития внимания дошкольников является развивающая игра. Во-первых, игра – один из видов деятельности, хорошо освоенных детьми в дошкольном возрасте. Следовательно, на него можно опереться, как на «фундамент»; во-вторых, игра способствует эмоциональной включенности в процесс. А именно эмоции активизируют познавательную сферу ребенка; в-третьих, игра всегда несёт в себе элемент занимательности, интереса. Потребность в игре и желание играть у малышей необходимо использовать и направлять в целях их обучения и развития. Игнорирование этих потребностей означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удаётся сосредоточить внимание.

Любая развивающая игра, предлагаемая в детских книжных магазина, направлена на тренировку аттенционных способностей, так как в ней ребенку сначала нужно сконцентрировать своё внимание на выполнении определённых действий, затем сохранять это внимание в течение некоторого промежутка времени. Кроме того, в некоторых играх для достижения поставленной цели малышам необходимо правильно распределить своё внимание между несколькими действиями, выполняемыми одновременно, или переключать внимание с одного вида деятельности на другой. В развивающей игре ребенку приходится проявлять усидчивость, терпение и настойчивость в достижении цели, что благотворно влияет на волевую сферу, содействует развитию аттенционных способностей.

Как средство развития различных свойств внимания (объема, устойчивости, распределения) хорошо зарекомендовали себя различные игры-мозаики, которые заключаются в подборе и расстановке отдельных частей (пазлов) для создания общей сюжетной картинки. Игры-мозаики требуют от ребенка сосредоточенности, усидчивости, погруженности в процесс, который может занимать достаточно длительное время. Невнимательному ребенку поначалу может быть затруднительно справляться с заданием, поэтому рекомендуется начинать с выкладывания простых мозаик (до ста достаточно крупных пазлов, а затем усложнять задание по мере того, как ребенок научится справляться с простой задачей. Ребенку, который не может концентрировать внимание на одном действии некоторое время, даже это задание может показаться достаточно сложным. В таком случае будет верным решение помочь своему чаду и складывать мозаику вместе с ним, всячески подогревая его интерес:

– Так, а куда же мы положим эту картинку: здесь нарисовано облачко, оно у нас где-то на небе – значит, в самом верху картинки?

– А теперь мне попалась картинка с какой-то шляпкой, интересно: чья же это шляпка?

Вскоре ребенок научится складывать знакомую мозаику и будет обходиться без вашей помощи. Важно не переусердствовать в своем порыве развить внимание ребенка и учитывать его возможности и самочувствие: если он категорически не настроен продолжать занятие, отложите его на другое время, так как в данном случае важнее удержать интерес ребенка к игре. Рекомендация психолога: заканчивайте игру, когда вы заметите, что ребенок стал уставать, но еще не утратил к ней интерес. Скажите, что сейчас есть более важное дело и его необходимо сделать, а в игру вы доиграете в другой раз, например, завтра. В этом есть свой резон: если ребенок сегодня пресытится игрой, то завтра вы его не усадите за нее никакими коврижками.

Из всего многообразия игр одним из наиболее результативных средств развития и коррекции произвольного внимания дошкольника являются игры, которые придумали сами дети – народные игры. Детские народные игры удовлетворяют возрастные потребности малыша, дают огромный заряд положительных эмоций, что делает их привлекательными для любого ребенка дошкольного возраста. Детские игры являются мощным средством развития всех психических процессов, которые базируются на умении ребенка сосредотачиваться на главном, не отвлекаясь на второстепенные раздражители, выделять нужное в данный момент из всего информационного потока, умении контролировать свое поведение, проявлять силу воли – тех процессах, которые характеризуют произвольное внимание.

Каждая игра содержит ряд правил, которые ребенок должен соблюдать, чтобы оставаться в игре. Это развивает навыки самоконтроля и саморегуляции поведения ребенка. Ряд игр, таких как «Морская фигура», «Тише едешь-дальше будешь», «Замри», «Малечена-калечена», «Молчанка», «Фанты» («Черный-белый не берите, да и нет не говорите») и т. п. непосредственно тренирует навыки эмоциональной саморегуляции, произвольного поведения. В этих играх ребенок должен замереть на некоторое время, не выдать своего присутствия, эмоционального состояния.

Игры «Снежный ком», «Прела-горела», «Садовник» тренируют слуховую и зрительную память, объем и переключаемость внимания. Детям нужно запомнить достаточно большой объем информации, вовремя включиться в диалог и продолжить его, внимательно слушать других игроков и запоминать сказанное, найти по памяти нужные предметы.

В арсенале народного игрового творчества много игр, направленных на развитие внимания и попутно – на развитие мышления и речи ребенка. Они расширяют кругозор малыша, объем внимания, пополняют словарный запас. Также обучают умению классифицировать предметы, выделять часть и целое (игры «Я знаю…», «Съедобное-несъедобное», «Филин и пташки», «Рыбак и рыбки»).

Цель ряда игр («Горячо-холодно», «Да-нет», «Охотник и утки» («Выбивалы») и др.) – научить ребенка быстро принимать решения. Для этого важно сосредоточиться на задании, не отвлекаться на посторонние раздражители. Это тренирует произвольное внимание ребенка, воспитывает дисциплинированность и способность к быстрому принятию решений, а также развивает логическое мышление дошкольника. Например, в игре «Охотник и утки» ребенку нужно сообразить, куда полетит брошенный охотником мяч и сразу принять решение: в каком направлении нужно убегать. При этом необходимо мысленно представить траекторию полета мяча, учитывая, в каком направлении и с какой скоростью он брошен. Ребенок рассуждает: долетит мяч до него или нет? нужно ли уворачиваться от мяча? если да, то в какую сторону убегать? Все эти мыслительные операции ребенок должен быстро «прокрутить» в голове и принять верное решение для того, чтобы не покинуть игру. При этом мяч постоянно должен находиться в поле зрения ребенка: чуть ослабил внимание, отвлекся – и уже вне игры.

Все народные игры в легкой, доступной, интересной для малышей форме обучают умению подчиняться и следовать инструкции (правилам игры, однако внутри самой игры ребенок может варьировать свое поведение, оттачивая ловкость, находчивость, быстроту реакции. Они развивают восприятие, память, речь, образное и логическое мышление и, конечно же, связанное со всеми психическими процессами произвольное внимание.

Рекомендую народные игры, в которые можно играть дома с ребенком и попутно развивать внимание малыша. Воздействие игр на психику ребенка будет более эффективным, если в них будут играть все члены семьи будущего первоклассника, их друзья и знакомые. Используя фольклорную педагогику – опыт предыдущих поколений – для развития произвольного внимание ребенка, мы ненавязчиво, но эффективно готовим его к школьному обучению.

Детские народные игры, в которые рекомендуется играть дома

с ребенком-будущим первоклассником

1. «Да-нет» («Угадай, что в коробке», «Угадай, что у меня в руках»).

Водящий что-то прячет в коробку или в ладони, на все вопросф игроков он отвечает только «да» или «нет». Выиграет тот, кто первым догадается, какой спрятан предмет.

2. «Запрещенные слова»

Водящий хлопает по руке игрока (игроков по очереди) и приговаривает:

-- Вам прислали 100 рублей.

Что хотите, то купите.

Черный-белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите.

Водящий напоминает, что в игре есть 4 запрещенных слова (выделены, затем бросает игроку (игрокам по очереди) мяч и задает вопросы ( н-р: «Ты любишь мороженое?», «У жирафа короткая шея?», «В лесу много деревьев?», «Ты ел сегодня апельсины?», «Какого цвета облака?», «Какого цвета земля?» и др., провоцируя игрока сказать запрещенное слово. Если игрок ошибся, он отдает фант (какую-то свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются: каждому игроку-владельцу фанта дается какое-нибудь задание, н-р, спеть песню, рассказать стишок, станцевать, попрыгать на 1 ножке 10 раз и др.

3. «Я знаю»

Водящий отбивает по мячу рукой и говорит:

-- Я знаю 5 имен девочек (названий городов, стран, диких (домашних) животных, насекомых, рыб, птиц, ягод, деревьев, цветов, фруктов, овощей, игрушек, инструментов и т. д) и перечисляет их, ударяя каждый раз по мячу: Оля раз, Света два, Таня три и т. д. Затем передает ход следующему игроку.

4. «Жмурки» («Слепой кот»)

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

-- Кот, кот, на чем стоишь?

-- На бочке.

-- Что в бочке?

-- Квас.

-- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

5. «Что изменилось?»

Водящий внимательно разглядывает комнату или игроков, затем выходит за дверь. В это время игроки что-то меняют в своей одежде или в интерьере (н-р, завязывают платок, снимают кофту, переставляют стул, перекладывают книгу и т. п.) Затем зовут водящего, который должен угадать, что изменилось у каждого игрока или в окружающей обстановке.

Правила. Водящий не должен заходить раньше времени. Все игроки должны побывать водящими.

6. «День-ночь» («Чего не стало?»)

На стол ведущий выставляет игрушки или различные предметы (6-9 штук). Игроки стараются запомнить их, а также их местоположение. Затем водящий говорит: «Ночь», после чего все играющие закрывают глаза. Водящий прячет одну игрушку, затем говорит: «День». После этого игроки открывают глаза и вспоминают, какой игрушки не хватает и где она находилась. Игрушка водворяется на место, и игра продолжается. Дальше игра усложняется: прячутся одновременно 2, 3, 4 игрушки, последний раз – все. Задача игроков вспомнить все игрушки и поставить их на место – так, как они стояли в начале игры.

7. «Прела-горела»

Игроки отворачиваются или закрывают глаза. Ведущий в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела, за море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села.

Кто первым найдет,

Тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

8. «Съедобное-несъедобное»

Игроку (игрокам по очереди) водящий бросает мяч и называет какой-то предмет. Если этот предмет съедобный, игрок ловит мяч, если – несъедобный, игрок отталкивает мяч или прячет руки за спину. При неверном ответе игрок остается на месте, при верном – делает шаг вперед. Игра заканчивается, когда первый игрок доходит до обозначенного места (черты).

9. «Горячо-холодно»

Водящий вместе с игроком выбирают какой-то предмет, который они будут прятать. Водящий выходит за дверь, игрок в это время прячет предмет, затем зовет водящего. Игрок направляет водящего к предмету, оценивая каждое движение с помощью слов: тепло, теплее, если водящий двигается в нужном направлении, или наоборот, холодно, холоднее, если отдаляется от спрятанного предмета. Когда водящий находит предмет, игрок говорит: «Горячо!» Затем игроки меняются ролями.

10. «Учитель»

Водящий является учителем, остальные игроки – учениками. Учитель показывает различные манипуляции с мячом, постепенно усложняя действия (н-р, подбрасывает мяч вверх и ловит; подбрасывает мяч вверх, хлопает один раз в ладоши, затем ловит и т. п.). Ученики должны повторить каждое упражнение.

Правила. Ученик переходит к выполнению следующего упражнения, только освоив предыдущее.

11. «Морская фигура»

Выбирается ведущий. Все игроки свободно передвигаются по площадке и вместе с ведущим произносят слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Все играющие должны остановится и замереть на месте в той позе, в какой они находились во время произнесения слова замри. Ведущий подходит к каждому игроку, пытается рассмешить его, напугать, чтобы игрок стал двигаться.

Правила игры. Игрокам запрещается двигаться после слова «замри». Ведущий не должен касаться детей. Игроки, рассмеявшиеся, изменившие положение тела, отходят в сторону. Выигрывает игрок, который дольше всех продержится.

12. «Крокодил»

Каждый игрок загадывает в уме какое-нибудь животное. Без слов, с помощью мимики, жестов и движений он должен показать его повадки так, чтобы остальные игроки догадались, какое животное было задумано.

Публикации по теме:

Консультация «Шестилетки на пороге школы» «Шестилетки на пороге школы» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.

Беседа-инструктаж «Как вести себя во время летних каникул» Беседа – инструктаж: «Как вести себя во время летних каникул» Цель: научить воспитанников избегать опасные для здоровья ситуации, провести.

Фотоотчет «Дружеская встреча школьных клубов боевых искусств»Фотоотчет «Дружеская встреча школьных клубов боевых искусств» Для детей, занимающихся боевыми искусствами важным элементом тренировки является соревновательная практика. Но, прежде чем допустить учеников.

Консультация для родителей «Безопасность детей во время майских каникул» Приближаются майские праздники. В это время у детей и подростков появляется больше свободного времени, они чаще предоставлены сами себе.

Консультация для родителей «Игры с детьми 6 лет на летнем отдыхе во время каникул» Игры детей с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают.

Консультация для родителей «На пороге школы. Причины школьных трудностей» Причины школьных трудностейПодготовила Педагог-психолог А. Л. Колупаева, Свердловская обл. ,г Верхняя Салда, МАДОУ №51 «Вишенка» Весна. Вот.

Памятка для родителей «Безопасность детей во время летних каникул» Уважаемые родители! Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках,.

Памятка для родителей «Безопасность детей во время летних каникул» Памятка для родителей о безопасности детей во время летних каникул Уважаемые родители! Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает.

Проект «История школьных принадлежностей» Участники проекта: дети подготовительной группы «Подсолнушки», педагоги, родители. Актуальность : Дошкольник, поступая в школу, имеет недостаточное.

Внеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школеВнеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школе Во время летних каникул в МБОУ НОШ посёлка совхоза им. Льва Толстого для детей были организованы кружковые работы: литературные и интеллектуальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как развить внимание шестилетки во время школьных каникул?
Опубликовано: 10 августа 2019 в 20:05
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как развить внимание шестилетки во время школьных каникул?» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лукьянчук (УИ 1950839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД