Евгения Ларина
Как распознать у ребенка дизартрический компонент
Основные жалобы родителей при дизартрическом компоненте у ребенка :
1) невнятная невыразительная речь
2) плохая дикция
3) искажение звуков
4) замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Дизартрия - это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это недостаточной иннервацией.
В случае стертой формы (слабо выраженной) дизартрии речь ребенка не имеет резкого отличия от своих сверстников.
Публикация «Как распознать у ребенка дизартрический компонент» размещена в разделах
Как заметить характерные проявления дизартрического компонента?
1. Дети моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
2. Плохо развита мелкая моторика. Дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Трудности при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
3. Вялость мышц речевого аппарата. Язык тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях, во время речи) мышечная слабость увеличивается.
4. Повышенный тонус мышц. Мышцы лица находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губы находятся в положении застывшей полуулыбки, они практически не участвуют в артикуляции. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный, его кончик слабо выражен. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Наблюдается дрожание (тремор) языка и голосовых связок. Это проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет до 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта.
5. «Апраксия». Ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний, либо не может переключиться с одного движения на другое. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотичных движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.
6. Повышенное слюноотделение во время речи. Такие дети просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.
7. У некоторых детей часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.
8. Интонационно-выразительная окраска речи снижена. Нарушается тембр речи, иногда появляется назальный (носовой, гнусавый) оттенок. Темп речи ускоренный или замедленный. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса.
9. Расстройства звукопроизношения:
• Распространенным является нарушение произношения свистящих и шипящих.
• Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
• Часто встречается межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л], [с], [з], [ц] (язык высовывается между зубами).
• Часто наблюдается боковое (как бы хлюпающее) произношение свистящих, шипящих, звуков [р]-[р'], замена [р]-[р'] на [д]-[д'].
• Из-за напряжения средней части языка наблюдается смягчение согласных звуков (санки – «сянки»).
• Шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки (шапка - «сапка», жук - «зук»).
• Дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства (парные звонкие согласные заменяются на глухие).
• Иногда звуки правильно произносятся изолированно (отдельно, а в словах искажаются или заменяются.
• Наблюдается поиск нужной артикуляции.
• Звуки долго не автоматизируются и не вводятся в речь.
Если у вашего ребенка имеется большинство из вышеперечисленных симптомов, то это свидетельствует о наличии дизартирического компонента. Чтобы подтвердить это, необходимо пройти обследование у невролога и логопеда.
Причинами возникновения дизартрического компонента могут быть :
• отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др. ;
• инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, и пр.) перенесенные во время беременности;
• асфиксия новорожденных;
• стремительные или затяжные роды;
• длительный безводный период;
• механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).
• родовые травмы
Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.
Направления работы по коррекции дизартрического компонента
1. Успешная коррекция зависит от сотрудничества специалистов и родителей.
2. Необходима лекарственная терапия, которую назначает невролог, у которого необходимо наблюдаться.
3. Отличный эффект дает проведение дифференцированного логопедического массажа губ, языка и щек для нормализации мышечного тонуса, а также для стимуляции мышц речевого аппарата.
4. Важную роль играет развитие артикуляционной моторики.
Подбираются комплексы упражнений, как для расслабления, так и для увеличения тонуса проблемных участков. Логопед обучает правильному выполнению упражнений, а родители должны заниматься их отработкой.
5. Проведение дыхательной гимнастики, которая эффективно развивает речевое дыхание и способствует установлению плавности речи.
6. Коррекции звукопроизношения.
7. Развитие мелкой моторики рук.