Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Как проводить физкультурное занятие на свежем воздухе в осенний период в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей.
Публикация «Консультация „Как проводить физкультурное занятие на свежем воздухе в осенний период в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии спортивных и физкультурных развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольного учреждения: заведующей, медицинского работника, преподавателя, воспитателей, нянечек. Должна быть тщательно продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий.
По санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН, физкультурные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю. В младшей группе – 15 мин., в средней – 20 мин., в старшей – 25 мин., подготовительной – 30 мин. Одно из трех занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на свежем воздухе, для младшей группы только в теплое время года. В средней полосе занятия проводят при температуре воздуха до -150С в безветренную погоду. В дождливые, ветреные и морозные дни занятие нужно проводить в зале. (СанПиН 2.4.1.3049-13).
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. При изменении погодных условий соответственно меняется и одежда. Она должна обеспечивать свободу движений, подходить по росту и размеру, надежно предохранять от охлаждения и вместе с тем от перегревания. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Проводить физкультурные занятия на воздухе в обычной одежде нельзя: на занятии дети много двигаются и в излишне теплой одежде быстро перегреваются, потеют. Испытывая неудобство, дети останавливаются, расстегивают ворот одежды, развязывают шарф. Все это приводит к простуде. Кроме того, тяжелая одежда и обувь затрудняют движения детей.
Для занятий на свежем воздухе рекомендована следующая форма одежды: От + 10 до + 14 0С - Майка, трусы, хлопчатобумажный тонкий спортивный костюм, носки. Кеды (кроссовки). От + 3 до + 9 0С - Майка, трусы, теплый тренировочный костюм, хлопчатобумажные носки, тонкая шерстяная шапка на хлопчатобумажной подкладке. Кеды (кроссовки). От + 2 до – 5 0С - Майка, трусы, футболка с длинным рукавом, колготки, теплый тренировочный костюм, шерстяные носки, тонкая шерстяная шапка на хлопчатобумажной подкладке, перчатки. Кроссовки (мягкие сапоги). От – 6 до – 110С - Майка, трусы, фланелевая рубашка, колготки, теплый тренировочный костюм, шерстяные носки, шерстяная шапка на хлопчатобумажной подкладке, варежки. Кроссовки (мягкие сапоги). При усилении ветра допустимо надеть ветрозащитную куртку (куртка из ткани типа болонья). Обувь следует подбирать на 1-2 размера больше стопы ребенка, чтобы не нарушать кровообращение и не стеснять ногу. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной. Особое значение имеет стелька, которая защищает стопу от охлаждения, рекомендуется стелька из фетра, сукна или войлока. Заниматься в зимних пальто, шапках-ушанках или меховых на ватной подкладке не рекомендуется.
Для занятий на свежем воздухе используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. В межсезонье используются площадки и дорожки с твердым покрытием (асфальтированные). В детском саду должна быть создана спортивная площадка с твердым покрытием (асфальтовым, резинобитумным или деревянным). Вокруг площадки можно разместить гимнастическую стенку с 8 - 10 пролетами, 4-6 гимнастических бревен, 4 гимнастические скамейки, 6-8 мишеней для бросков, яму с песком для прыжков; иметь в достаточном количестве мячи, скакалки, обручи и другие физкультурные пособия. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными. Спортивный инвентарь следует подбирать заранее, в соответствии с поставленными целями и содержанием занятия. Спортивное оборудование размещается так, чтобы его как можно меньше пришлось переставлять во время занятия.
Физкультурное занятие можно проводить перед прогулкой или в ее конце, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. В дни физкультурных занятий следует правильно распределять двигательную деятельность детей. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 минут в помещении под контролем няни, а затем выйти на прогулку.
Если занятие проводится в конце прогулки, Преподаватель должен предложить детям в эти дни в начале прогулки менее подвижные игры. В осенний период рекомендуется проводить занятия в конце прогулки, так как дети после активной мышечной деятельности захотят в помещение, снижается риск переохлаждения.
Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового способов организации детей при выполнении основных движений, подбору эстафет и игр. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).
В связи с тем, что занятия проводятся на открытом воздухе, в комплексах почти отсутствуют упражнения из положения сидя и лежа, исключаются ползания.
Структура занятий традиционная : вводная, основная и заключительная части.
Вводная часть начинается (при теплой погоде) с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. При холодной погоде построение проводится в помещении и вводная часть начинается с выхода детей на улицу. После непродолжительной ходьбы дается бег (медленный) по площадке в течение 2-4 мин. (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляется подготовка к предстоящей интенсивной мышечной деятельности и обучения в основном различным видам бега.
Основная часть занятия включает в себя общеразвивающие упражнения, после которых проводится бег со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 сек. до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнений в основных движениях.
На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях, которые чередуются с бегом со средней скоростью, вначале даются более сложные или новые движения, затем знакомые (простые). Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета.
В заключительной части проводится медленный бег, который переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6-8 дыхательных упражнений.
Методика физкультурных занятий на открытом воздухе предусматривает использование 50% времени для выполнения беговых упражнений. Бег является самым доступным физическим упражнением и обеспечивает развитие различных мышечных групп и тренировку детского организма.
Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять движения в естественных условиях (бег по грунту, песку, траве, прыжки с разбега и с места в прыжковую яму, метание на дальность, в движущуюся цель и т. д.).
При выполнении упражнений нужно стремиться, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Погодные условия могут резко меняться, и иногда становится невозможным выполнение намеченного ранее упражнения, в этом случае следует заменить или вовсе исключить задание (например, после дождя на беговой дорожке лужи, заменяем беговые упражнения прыжковыми на сухой площадке).
При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно во время занятий на открытом воздухе. В холодное время года больше внимания следует уделять носовому дыханию.
При нормальной нагрузке, полученной ребенком на занятии, дыхание его несколько учащается, лицо розовеет, настроение бодрое, движения остаются координированными, остается желание заниматься. Если ребенок сильно вспотел, стал часто дышать, покашливать, побледнел или, наоборот, очень покраснел, значит мера превышена. В этом случае он становится возбужденным, вступает в конфликты со сверстниками, нарушает правила игры, у него ухудшается четкость движений. Плохой аппетит, нарушение сна, капризы ребенка - показатели переутомления, стоит обратить внимание на дозировку для группы в целом и индивидуально для одного.
Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе в течение года у детей, посещающих дошкольные учреждения, не имеется. К занятиям допускаются дети I, II, и III групп здоровья. После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений дети освобождаются на 1 - 2 занятия; дети после ангины, пневмонии, бронхиальной астмы, болезни Боткина, пиэлонефрита, освобождаются на 3 - 5 занятий; дети, страдающие хроническими заболеваниями, допускаются к занятиям после болезни только с разрешения врача. Дети, освобожденные от занятия после болезни, вновь поступившие, выходят на прогулку со всей группой. Во время занятия они находятся на спортивной площадке (или на групповой, если там проводятся занятия) и помогают преподавателю - убирают или приносят пособия, следят за правильностью выполнения упражнений другими детьми, соблюдением правил в играх и т. д.
Важным разделом медико-педагогического контроля является предупреждение травматизма. Основным является обеспечение санитарно-гигиенических условий для мест проведения занятий и физкультурного оборудования, строгое соблюдение правил обучения.
Несколько простых правил:
- необходимо перед каждым занятием осматривать площадку на исправность оборудования, отсутствие посторонних предметов и нарушений покрытия;
- спортивный и дидактический материал соответствует возрасту детей, погодным условиям и времени года, гигиеничен, не поломан;
- ограждение площадки и территории детского сада не имеет дыр, проемов, ворота закрыты на засов;
- каждый ребенок имеет сменную спортивную одежду и обувь, соответствующую погодным условиям;
- преподаватель или Преподаватель постоянно контролирует соблюдение правил техники безопасности, поведения, игр, правил пользования инвентарем, непосредственно страхует во время выполнения сложных упражнений, упражнений на снарядах;
- двигательная нагрузка и дозировка упражнений соответствует возрастным особенностям, уровню подготовленности и группе здоровья;
- отсутствуют длительные паузы между упражнениями;
- правила игр должны простые, понятные, объяснение не занимает много времени;
- после занятия, нужно проверить все ли воспитанники переоделись в сухую одежду, белье, организовать мытье рук с мылом.
Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, при соблюдении рекомендаций, техники безопасности и требований проведение физкультурных занятий на свежем воздухе позволит осуществлять комплексное решение оздоровительных и образовательных задач.