Надежда Исакова
Как провести занятие по математике в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
Изучение математики — неотъемлемая часть образовательного процесса. Стремительное развитие науки и техники в большом количестве отраслей — от строительства зданий до освоения космоса — требует от современного человека соответствующих знаний. Поэтому первые шаги в этом направлении ребёнок делает ещё в детском саду. Ещё пара аббревиатур, которые стоит запомнить — это НОД, непосредственная образовательная деятельность, и ООД, организованная образовательная деятельность. Формирование математических представлений также соотносится с ними.
Публикация «Как провести занятие по математике в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит прежде всего в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов. Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения.
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) :
-освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
-овладение конкретными приёмами в когнитивной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
-стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Задачи развития математических умений и навыков для воспитанников средней группы :
-изучение цифр, обучение порядковому счёту в пределах пяти;
-обучение операциям сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
-знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат; цилиндр, шар и куб; конус и цилиндр, овал и круг;
-формирование умения отделять форму от других признаков предмета;
-совершенствование навыков движения и поворота корпуса в указанном направлении, ориентации в двухмерном пространстве (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
-развитие временных представлений: последовательности годовых сезонов и частей суток;
-освоение специальной терминологии, позволяющей проговаривать свойства предметов.
Ребята сидят вокруг стола, на котором лежат цветные картинки с предметами и пластмассовые цифры
Малыши в игровой форме обучаются количественному счёту, изучают цифры
Основные приёмы работы с детьми 4–5 лет
Педагог может использовать в методической работе широкий спектр инструментов.
Наглядные приёмы (образец, показ)
Показ педагога сопровождается активными действиями самих малышей, что помогает добиться эффективного усвоения и закрепления нового материала. Дети выполняют простейшие математические операции, проговаривая хором свои действия. К ним относятся:
-определение численности множества предметов;
-определение их длины;
-элементарный счёт.
Освоение новых интеллектуальных навыков (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий, выражений и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.
Словесные приёмы
Словесные приёмы, такие как указания, пояснения, вопросы стимулируют активное внимание детей, помогают запомнить новые термины и лексические выражения. Пояснения должны быть чёткими, краткими и понятными для детей. Во время ответов детей педагог проявляет терпение, не перебивает, выслушивает до конца, старается не отвечать за ребёнка, при необходимости задаёт дополнительные вопросы, которые помогают ребёнку справиться с заданием самостоятельно.
Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?». Интеллектуальное озарение поможет испытать чувство удовлетворения, принесёт радость от процесса познания мира.
Важно заметить, что воспитанникам средней группы необходимо с первых занятий давать познавательные задания с целью развития природной любознательности и пытливости ума. Знания, приобретённые путём самостоятельного обследования, станут ценным опытом, а новые слова и понятия будут восприниматься более осознанно.
Игровые приё мы: обучение и развлечение
Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности. Поможет и привлечение персонажей, сказочных сюжетов. «Полоть грядки» вместе с кроликом в поисках морковки (и считать оставшееся количество сорняков) для ребёнка гораздо интереснее, чем решать математические примеры вне игрового контекста.