Ирина Киселева
Как происходит исправление звукопроизношения?
▼ Скачать + Заказать документы
Исправление звукопроизношения происходит поэтапно.
На подготовительном этапе учитель-логопед через специальные упражнения настраивает речеслуховой и речедвигательный анализаторы ребёнка к правильному восприятию и воспроизведению звука. Развивается мелкая моторика рук, фонематический слух, отработка опорных звуков. Формируются направленная воздушная струя и точные движения органов артикуляционного аппарата.
Публикация «Как происходит исправление звукопроизношения?» размещена в разделах
Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных раннее. Учитель-логопед объединяет отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата, создавая новый звук в изолированном виде.
Автоматизация звука – правильное произношение конкретного звука во фразовой речи. Эта работа трудна для нервной системы ребёнка. Ведь новый звук – результат искусственного процесса, который отличается от самостоятельного появления звука у ребёнка. Это новый условный рефлекс, закрепление которого требует очень большой осторожности и постепенности.
Автоматизация звука происходит на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений, рассказов.
Дифференциация звуков нужна тем детям, которые заменяли один звук другим или смешивали их. Этот этап наступает после того, как хорошо отработано произношение каждого из групп звуков, сходных по звукопроизношению или артикуляции. Если звук искажался, то дифференциация не нужна.
На примере звука «с» рассмотрим как происходит работа по автоматизации звука у ребёнка.
При автоматизация звука в слогах предлагайте ребёнку последовательно прямые слоги: са, сы, сэ, со, су; обратные: ас, ис, эс, ос, ус, ыс, ес, яс, ёс; слоги, где звук находится между гласными: аса, ыса, осо…; слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, ско и др.
Автоматизация звука в словах. Чтобы автоматизация нового звука в словах прошла успешно, ребёнок должен произнести не менее 60-90 слов или названий картинок. Нужна длительная систематическая тренировка. Обязательно следите, чтобы в составе произносимого слова не было звуков, которые ребёнок говорит неправильно! Слова подбирайте на каждое положение звука в слове: в начале (сани, середине (оса, конце (утёс).
Автоматизация звука в словосочетаниях: сосновый лес, пустой стакан и др.
Автоматизация звука в предложении. Предложения составляйте на базе уже проговорённых ранее слов и словосочетаний. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук, и отсутствовали неправильно произносимые и смешиваемые ребёнком звуки (В саду стоит высокая сосна).
Автоматизация звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях. Материал подбирается по принципам, упомянутым выше. В процессе проговаривания стихотворных форм у ребёнка улучшается звукопроизношение, развивается чувство языка, ритма, память, мышление.
Автоматизация звука в рассказах, фразовой речи. Некоторые дети уже после введения звука в стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Если нет, то подбирайте небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Читайте их и задавайте вопросы по содержанию, добивайтесь от ребёнка полных ответов. Далее предложите ему пересказать содержание рассказа.