Марина Петрова
Как привить самостоятельность ребенку
▼ Скачать + Заказать документы
Петрова Марина
"Как привить самостоятельность у ребенка".
Явлюсь участником международного конкурса имени Льва Выготского. После этапа тестирования, моей задачей является написание поста «Воспитание» для обсуждения.
Я пишу пост о формировании самостоятельности у дошкольников.
По мнению Л. С. Выготского, формирование самостоятельности, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. Сегодня хотелось бы поговорить о воспитании самостоятельности детей.
Публикация «Как привить самостоятельность ребенку» размещена в разделах
Часто взрослые воспринимают за детскую самостоятельность ряд навыков, привитых родителями. Здесь идёт подмена понятий.
Независимость – это не только выполнение правил: умываться; мыть руки перед едой; убирать со стола грязную тарелку; надевать шапку на прогулку.
Всё это навязано взрослыми и выполняется малышами, чтобы не расстраивать маму и не слышать недовольства в её голосе.
В детских учреждениях дети вместе моют руки, едят, ложатся спать, собираются на прогулку. Это не подражание и не желание продемонстрировать свои навыки. В детском коллективе всегда есть элемент соревнования, но это не самостоятельность.
Детки рисуют, поют, танцуют на занятиях под руководством педагогов. У кого-то получается хуже, у кого-то лучше. Это проявления старательности и заинтересованности.
Самостоятельность – это когда ребёнок решает что-то сделать и добивается определённого результата без подсказки взрослых. Основная задача родителей и воспитателей – не напугать и не отбить у маленького человека желание проявлять инициативу.
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста начинается с предоставления им свободы выбора. На предложение «давай сделаем» он может ответить отказом. Это его решение, и требовать обратного при такой постановке задачи не нужно.
Для формирования самостоятельного, уверенного в своих силах человека понадобятся терпение, немалая выдержка и большое дружеское участие во всех начинаниях малыша. Необходимо советовать, подсказывать, но, ни в коем случае не делать за него, чтобы не отбить желание познавать мир через практику и не развить комплексы.
Самостоятельность у дошколят начинает проявляться в моменты выказывания заботы о ближних, малышах, животных. Когда ребёнка не просят выполнять какие-либо действия, а сам он видит, что необходимо убрать бумажку с пола, вытереть пролитый чай, и выполняет это лишь потому, что он так решил – это и есть самостоятельный поступок.
Важным условием развития инициативного поведения является наше с вами общение с ребенком. Старайтесь использовать общение, основанное на принципах понимания, терпимости и упорядоченности деятельности. – Дружелюбный тон общения. Не давайте советов, если и так понятно, что делать.
Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. Главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.
Общаясь с ребёнком на протяжении всего дошкольного периода, старайтесь меньше показывать способы действия, а больше давать словесные указания, то есть не показывайте, а говорите! Так вы постепенно формируете наглядно-образное, а позднее и словесно-логическое мышление, являющиеся неотъемлемой частью развития самостоятельности у дошкольника.
Формируйте у ребёнка контролировать свои действия. Предлагайте ребёнку в самостоятельной деятельности или в процессе организованного занятия самому отсчитывать определённое количество упражнений, следить за качеством выполнения задания, доводить начатое до конца. Процесс взаимоконтроля у дошкольников проходит значительно легче, ведь ребёнку проще оценить правильность выполнения задания младшим братом или сверстником, чем самим собой. Однако именно на этом этапе формируется умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Такие способности являются важным критерием развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Обязательно нужно обучать детей умению анализировать свои действия, делать выводы Ребёнок с радостью принимает похвалу за правильно выполненное задание и в большинстве случаев отрицает критику со стороны взрослого или сверстника. Несмотря на это, необходимо давать адекватную оценку действиям старшего дошкольника и способствовать формированию у него умения самому правильно себя оценивать. Для этого можно предложить детям рассказать о том, что у них получилось, а над чем надо поработать. Надо подсказывать каждому ребёнку способы достижения желаемого результата. Впоследствии дети сами будут способны на такой анализ.
Обязательно поощряйте инициативу. Ведь подавляя инициативу, вы можете подавить её навсегда, и уже в школьном возрасте подростка трудно будет допроситься пропылесосить, приготовить завтрак или помочь младшей сестрёнке изготовить поделку для школьной выставки.
Развивайте творчество и фантазию. Предлагайте дошкольникам дорисовать фигуру, придумать мелодию или новое окончание знакомой сказки, исполнить танец или составить рассказ по картинке. Формируя творческие умения и фантазию ребёнка, мы развиваем у него умение предвидеть результат своей деятельности, предполагать все возможные варианты развития событий. Такая способность особенно необходима, когда мы поручаем дошкольнику ответственное задание или когда он остаётся дома один. Для этого создавайте проблемные ситуации, предлагайте детям решать их.
Давайте право выбора
Для воспитания самостоятельности у дошкольника полезно предоставлять право выбора самому ребёнку. Предложите детям выбрать одежду, которое они хотят надеть сегодня; спросите, что они хотят на завтрак: омлет или яичницу; куда хотели бы пойти на прогулку и что купить: яблоки или бананы. Покажите, что для вас важно, чтобы выбрал именно ребёнок, что вы уважаете его мнение. Таким образом, вы формируете у дошкольника умение делать выбор в пользу верного решения проблемы в любой сложившейся ситуации.
Обогащайте жизненный опыт
Маленькие дети иногда берутся за такие действия. От которых родитель не восторге, но дети делают это только для того, чтобы порадовать маму, папу новыми успехами. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Чем богаче и разнообразнее уровень знаний дошкольника, тем легче ему принять правильное решение в той или иной ситуации, тем проще разобраться в «можно» и «нельзя». Отвечайте на бесконечные вопросы ребёнка, организуйте прогулки за пределы детской площадки, берите его в путешествие, читайте и рассматривайте иллюстрации, обсуждайте поступки мультипликационных героев, то есть делайте всё возможное для обогащения жизненного опыта дошкольника.
Повышайте самооценку и уверенность в себе
Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь то общение со сверстниками и взрослыми, игра или самообслуживание. Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Такая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка начинается становиться более гармоничной. Дети воспринимают себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих. Важно формировать адекватную самооценку у дошкольника, ведь заниженная самооценка не позволит ребёнку достичь желаемого результата, а слишком завышенная – в случае неудачи или проигрыша может привести к эмоциональному срыву малыша.
Доверяйте маленькому ребёнку, в любом случае доверяйте ребёнку, даже если чувствуете ложь. Только доверие и уважительное отношение способно научить ребёнка с уверенностью делать выбор, высказывать своё мнение, принимать решение (даже если оно не совсем верное, поступать, так или иначе, в различных жизненных ситуациях.
Нередко взрослые сами провоцируют ребенка на ложь. Дети нуждаются в нашей поддержке и сотрудничестве с нами, им важно чувствовать себя защищенными, знать, что у них есть тыл. Те, кто не обманывает родителей, ощущают такую связь с взрослыми. Напротив, те, кто врет систематически, нередко делают это потому, что атмосфера в семье построена на искаженных и даже манипуляторских отношениях, в ней нет атмосферы доверия. Доверие – это фундамент, на котором строятся отношения.
Если мы говорим о воспитании самостоятельности, то мы должны создать все условия, чтобы ребёнок находился в безопасных условиях, в условиях развивающего обучения. Окружите дошкольника игрушками, играми, предметами, книгами безопасными для его физического, умственного, нравственного здоровья. Дайте возможность маленькому почемучке создать своё пространство, отделиться от мира взрослых, мира тотального контроля, замечаний и упрёков.