Наталья Иванова
Консультация «Как привить ребенку навыки правильного поведения за столом?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенка следует постепенно, систематически приучать правильно держать себя за столом, пользоваться столовыми приборами. К трем годам ребенок уже умеет правильно держать ложку и аккуратно есть с нее. Примерно с трех лет ребенку дают вилку – когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка малыша должна быть маленькой, а ее зубцы не слишком острыми. На первых порах ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке.
Публикация «Консультация „Как привить ребенку навыки правильного поведения за столом?“» размещена в разделах
Малышу объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят, Если на тарелке лежит, к примеру, жаренный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно нак5алывать кусочки – то есть зубцами вниз. В том случае, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно брать вилку зубцами вверх, чтобы было удобнее набирать кушанье.
Приучайте также держать вилку наклонно к плоскости тарелки, накалывая пищу, иначе вилка может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать еду на скатерть и одежду.
Когда к сервировке детского стола добавляют нож, малышу показывают, как им пользоваться, держа в правой руке. К этому же времени ребенка следует научить пользоваться вилкой, держа ее в левой руке. Малышу нужно объяснить, что резать ножом следует только ту пищу, которую невозможно разделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не научится пользоваться ножом, он может помогать себе, придерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке.
Не нарезайте сами пищу ребенку и приучайте его самого не нарезать всю порцию сразу. Пусть он отрезает следующий кусочек только после того, как предыдущий съеден. И дело здесь вовсе не в эстетике: просто порезанная еда быстрее остынет и станет невкусной. Порцию еды, полагающуюся на данный прием пищи, нужно класть на тарелку сразу.
Следует приучить малыша после еды класть ложку, вилку и нож только на свою тарелку, а не на скатерть; чашку ставить на блюдце; а салфетку, аккуратно сложив, класть рядом с тарелкой. Встав из-за стола, ребенок должен задвинуть стул, на котором он сидел, и осмотреть свое место: не пролито ли чего-либо, не оставлены ли крошки. За еду хозяйку следует поблагодарить.
Ребенка 3-4 лет можно сажать за общий стол. С того дня, как вы решили, что малыш будет обедать со взрослыми, отведите для него определенное место за столом и не меняйте его. Удобнее всего посадить ребенка рядом с матерью – по правую руку от нее.
Особенно бережно малыш относится к чистоте и порядку за столом, если он сам принимает участие в его сервировке. Он станет особенно внимательно следить за тем, чтобы не пролить суп, не разбросать хлебные крошки, не положить на скатерть использованные ложку и вилку. Сервировка стола – это одна из домашних обязанностей, выполнение которой вполне доступно малышу 4-летнего возраста. Вначале малыш будет приносить свою тарелку, правильно раскладывать около нее ложку и вилку, придвигать свой стул, помогать принести салфетки и т. п., а затем он научится и самостоятельно накрывать на стол и убирать посуду после еды.
Обязательное условие хорошего воспитания и правильного поведения ребенка за столом – личный пример родителей. Бе6сполезно говорить ребенку : «Не отвлекайся от еды, не играй за столом – это вредно», - если вы сами, произнося эту фразу, только что подняли глаза от газеты, которую читаете за обедом.
Все общепринятые правила поведения более чем рациональны: в их основе лежит забота о покое и удобстве. Они воспитывают в ребенке требовательность к себе, стремление к чистоте, порядку и аккуратности, дисциплинированность и вежливость.
Совсем мало толку будет и в том случае, когда обучение малыша правилам поведения за столом сводится либо к непрекращающимся мелочным придиркам, либо к раздраженным окрикам: «Как ты сидишь! Как ты держишь ложку! Ты опять испачкал скатерть!» Такие окрики напрочь убивают жизнерадостностное настроение ребенка и аппетит.
Вместо того, чтобы постоянно вдалбливать малышу, что локти на стол во время еды не кладут, покажите ему, что человек в такой позе занимает очень много места за столом и что широко расставленные локти мешают сидящему рядом. Такие же наглядные примеры можно легко отыскать, обучая ребенка сидеть за столом спокойно, не разваливаться на стуле, не облокачиваться на спинку стула, не болтать ногами, не играть предметами сервировки, не вставать из-за стола без разрешения, не наклоняться низко над тарелкой, ни садиться ни слишком далеко, ни слишком близко от своего прибора.
Ребенку необходимо разъяснить, что во всех случаях, когда нужно взять что-нибудь с общего блюда, нельзя копаться и перебирать куски, а следует быстро выбрать то, что по вкусу и в то же время лежит ближе к нему. Также следует разъяснить разумность правила брать пищу с общего блюда не рукой или своей ложкой или вилкой, а специально предназначенным для этого общим прибором.
Обучая малыша правильно вести себя за столом, следует не кричать на него, а помогать, мягко исправлять, если он ошибся, настойчиво и последовательно вводить в обиход полезные привычки и навыки.
Для стимулирования интереса малыша к пище, если с его аппетитом возникают проблемы, вы можете привлечь его к непосредственному приготовлению тех или иных блюд. Конечно же, вы едва ли сможете доверить ребенку какие-нибудь сложные операции на кухне, однако внести посильный вклад в это нелегкое дело он способен. Так, четырехлетний малыш может прекрасно вымыть картошку, слепить пирожок или вырезать формой печенье. Главное – похвалить его за усердие, даже если у него что-то не получилось, ведь главное не результат, а его стремление помочь вам и сама подготовка к приему пищи.