Светлана Иванова
Доклад к педсовету «Как помочь ребенку выбрать правильную линию поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ
«Как помочь ребенку выбрать
правильную линию поведения»
Педагогический совет МДОУ детский сад «Росинка» п. Восточный Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории
Иванова С. С.
Декабрь 2011 год
Публикация «Доклад к педсовету „Как помочь ребенку выбрать правильную линию поведения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
В программе нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей вос-питательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, он придает им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, мы - воспитатели анализируем их содержание, уделяем внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятие по изобразительной деятельности, продумываем тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивируем его значение для окружающих людей.
Даже в каждодневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, воспитатель учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Я работаю на младшей разновозрастной группе (3 – 5 лет). В программе воспитания и обучения детей в детском саду (средняя группа) перед нами стоят следующие задачи:
Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаи-моотношений между детьми (в частности, рассказывая о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; пробуждать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу благодарить за оказанную услугу.
Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место.
Воспитывать бережное отношение к животным, птицам.
Особое значение мы уделяем выработке поведенческих навыков у детей.
При выработке поведенческих навыков у детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что изначально каждый ребенок стремится к поощрениям со стороны взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей.
В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.
Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,— все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.
Детские писатели создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка — добрая душа», понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова, не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т. д.
Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомят с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней.
На занятиях и в повседневной жизни мы используем произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Я Маршака, С. Михалкова.
В них рассказывается о персонажах, над чьими поступками дошкольник задумывается. Так, например, стихи «Поссорились», «Жадина», «Как бы нашей дочке не мешали плакать» «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Отвечая на вопросы к прочитанным произведениям, дошкольники учатся анализировать поступки других людей (персонажей, собственное поведение. Так вырабатываются нормы поведения (например, английская сказка «Три поросенка», р. н. сказки «Крылатый, Мохнатый да Масляный», «Коза-Дереза», Петушок и бобовое зернышко», произведения К. Чуковского «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Бармалей» и многие др.).
Детей необходимо учить извиняться за неловкость, вежливо просить разрешения пройти, вежливо оказываться от чего-либо и т. п. Мы следим за тем, чтобы ребенок выполнял правила; систематически напоминаем, советуем, как надо себя вести в том, или ином случае, и выражаем уверенность, что ребенок не забудет поступить должным образом. Для формирования обобщенных представлений используем этические беседы о явлениях общественной жизни; разговариваем о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных видеофильмах, сюжеты которых содержат нравственные позиции.
Делать это стараемся без лишнего морализирования, но так, чтобы у ребенка возникла потребность совершать аналогичные нравственные поступки. Важно, чтобы он мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Этому помогает сопоставление детей со сверстниками из литературных произведений. Детям задают вопросы: как, по их мнению, следует поступить персонажам? Как бы они сами поступили в данной ситуации?
В среднем дошкольном возрасте учим детей самостоятельности в поведении. В этом нам помогают игры-драматизации по русским народным сказкам, литературным произведениям.
Путешествие в мир литературного произведения развивает воображение, фантазию детей, побуждает их к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности, дети и в собственных рассказах проявляют себя справедливыми, стремятся показать, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях. Нравственные (эстетические) представления дети должны вынести из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей. При анализе ситуаций литературных произведений педагогу важно не переходить грань: излишнее морализирование, по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред. «Разнообразное» с помощью множества вопросов произведение утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно довериться воспитательным возможностям самого художественного текста. Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родимого слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Необходимо также раскрыть ребенку глубину поведения литературных героев, чтобы он не только чувствовал текст, но и понимал прочитанное, учился выражать свое отношение к героям, произведениям, к ситуациям. Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог решает и задачи воспитания.