Юлия Федотова
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Как приучить ребенка к чтению
В современном мире, где электронные гаджеты заполонили жизнь не только взрослых, но и детей, причем даже самых маленьких, художественные книги потихоньку теряют свою популярность. Из своего практического опыта могу утверждать, что дети дошкольного возраста с легкостью называют героев различных мультфильмов и компьютерных игр, но не могут назвать свою любимую книгу и уж тем более любимого литературного героя.
Публикация «Консультация для родителей „Как приучить ребенка к чтению“» размещена в разделах
Романов Э. Н. пишет, что социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами о прочитанных книгах.
В сложившихся обстоятельствах перед педагогами стоит задача не только расширять интерес детей к литературному творчеству, но и повышать педагогическую грамотность родителей в этой области. Т. к родители на вопрос «какую книгу вы сейчас читаете своему ребенку?», обычно молча опускают глаза или утверждают, что дети не любят слушать книги.
В старшем дошкольном возрасте проблему еще можно поправить, еще можно привить ребенку интерес к книгам.
В статье Романова Э. Н отмечено, существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь ребёнок видит книгу не в руках взрослого, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать способы передачи литературного содержания.
Книжный уголок должен быть не только в детском саду, но и дома. И чтобы книги, которые там будут находиться заинтересовали ребенка, необходимо правильно их выбирать:
Во-первых, книга должна быть хорошего качества, с яркими понятными ребенку картинками.
Во-вторых, книга должна соответствовать возрасту ребенка
И третье, на мой взгляд, самое главное. Современные издательства очень часто печатают «свободные интерпретации» классических детских произведений. Поэтому, прежде чем покупать книгу, необходимо внимательно посмотреть ее содержание.
Чтобы облегчить родителям выбор, привожу список произведений для детей старшего дошкольного возраста, который я использую не только в своей работе, но и на которых выросли мои собственные дети:
Сказки
1. В. Сутеев «Сказки»
2. М. Пляцковский «Сказки»
3. Н. Чуб «Азбука дружбы»
4. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
5. Успенский «Про девочку Веру и обезьянку Анфису
6. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
7. Успенский «Простоквашино»
8. Г. Цыферов «Сказки»
9. С. Козлов «Про ежика и медвежонка»
10. Усачев «Умная собачка Соня»
11. М. Бонд «Приключения медвежонка Паддингтона
12. В. Катаев «Цветик-семицветик»
13. С Нурдквист «О Петсоне и Финдусе»
14. С. Сахарнов «Рам и Рум»
15. Т Александрова «Домовенок Кузька»
16. А. Милн, Б. Заходер "Винни-Пух и все-все-все"
Рассказы о детях
1. В. Сутеев «Времена года»
2. А. Линдгрен «Дети с горластой улицы»
3. С. Михалков «Дядя Степа»
4. С. Михалков «Праздник непослушания»
5. Драгунский «Денискины рассказы»
6. Н. Носов «Рассказы» («Шурик у дедушки», «Тайное становится явным», «Зеленчатые леопарды» и др.)
7. В. Осеева «Рассказы» («Волшебное слово», «Отомстила» и др.)
8. А. К. Вестли «Мама, папа, 8 детей и грузовик» "Каос в гостях и дома"
9. Р. А. Зернова «Рассказы про Антона
10. М. Потоцкая «Когда мама была маленькой»
11. Н. Никитич «Андрюша идет в школу»
12. Вера Инбер «Как я была маленькая»
13. В. Колпакова «Нестрашные сказки про страшную Буку
14. А. Березин «Про девочку Дашу»
15. Е. Пермяк «Рассказы»
16. Баруздин «Про Светлану»
17. А. Раскин. «Как папа был маленьким»
18. М. М. Зощенко «Рассказы для детей»
19. А. Гайдар «Чук и Гек», «Рассказы»
20. Н. Артюхова «Рассказы»
21. Л. Воронкова «Федя и Данилка», «Маша-растеряша», «Солнечный денек», «Снег идет», «Гуси-лебеди»
22. Л. Улицкая «Рассказы»
23. Баруздин «Про Светлану»
24. А. Шмидт «Про Сашу и Машу»
25. Л Пантелеев «Рассказы»
26. Л. Толмачева «Как жила Тася»
27. С. Розанов «Приключения Травки»
28. Г. Демыкина «Потерялась девочка»
29. А. Анисимова «Капитаны детского сада»
30. О Высотская «Дорогая наша мама»
31. В. Панова "Сережа"
Рассказы о животных
1. М. Пришвин
2. Е. И. Чарушин
3. Г. Скребицкий
4. В. Бианки
Это все рассказы о животных, они, как правило, в сборниках под названием «Рассказы о животных», но могут называться и по-другому. (Дети дошкольного возраста, как правило, любят про животных.)
Стихи
1. Е. Благинина
2. А. Барто
3. В. Берестов
4. З. Александрова
5. И. Токмакова
6. Э. Мошковская
7. М. Яснов
8. Ю. Мориц
9. В. Лунин
10. Б. Заходер
Так же в статье Романова Э. Н. даются хорошие рекомендации по приучению ребенка к чтению:
1. Личный пример. Если ребенок постоянно видит маму с глянцевым журналом в руках, а папу — уткнувшимся в монитор компьютера, вряд ли он воспылает любовью к чтению. А если вы сами обожаете читать, знаете множество авторов и произведений, можете процитировать какие-то строчки, чадо будет тянуться к тому же.
2. Право выбора. Не заставляйте ребенка читать ту книгу, которую он не хочет. Родители часто боятся, что дети могут выбрать себе «плохую» книгу, поэтому настаивают на той литературе, которая нравится им самим. В этом случае можно попробовать пойти на компромисс: ребенок выбирает одну книгу на свой вкус, а другую читает по совету родителей.
3. Электронные книги. Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам. Попытайтесь привить любовь к чтению с помощью электронных книг, так называемых гаджетов для чтения, куда можно закачать какое угодно произведение. Конечно же, в них нет того очарования, присутствующего в обычных книгах, но ведь и наши дети другие, поэтому пусть сами выбирают те книги, которые удобны.
4. Авторитет «звезды». Есть еще один способ приучить ребенка к чтению — сослаться на авторитет кумира, небезразличного вашему чаду. Расскажите, что многие актеры и знаменитые музыканты в своих интервью с удовольствием вспоминают впечатления от прочитанных книг, моменты из произведений, которые вдохновили их или помогли добиться успеха. Иногда одного упоминания о кумире бывает достаточно, чтобы ребенок взялся за книгу.
5. Обсуждайте вместе прочитанную книгу. Это поможет вашему ребенку не только разобраться с впечатлениями, но и выражать мысли и эмоции. Если вы покажете свою заинтересованность в личном мнении ребенка, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.
6. Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя. Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать. Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.