Ирина Сергеевна Евреинова
Как повысить самооценку ребенка в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Как повысить самооценку ребенка в условиях детского сада.
Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Но известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.
Публикация «Как повысить самооценку ребенка в условиях детского сада» размещена в разделах
Педагоги и родители должны помнить об основных правилах в воспитании:
1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»).
2. Улыбка, похвала, одобрение–все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ-Я. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.
3. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
4. Нельзя допускать, чтобы негативная оценка ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
5. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
6. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем – то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть.
7. Педагоги и родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет принимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
8. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.
9. В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы дети с низкой самооценкой почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.
В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик – семицветик» (или цветок достижений, вырезанный из цветного картона. В центре цветка – фотография ребенка. А на лепестках, соответствующим дням недели – информация о результатах ребенка, которыми он гордится.
У каждого ребенка в группе обязательно найдется свой талант или хобби. Кто – то хорошо рисует, кто – то учится играть на скрипке, кто – то поет. Этот момент также хорошо использовать. Например, очень замкнутый и скромный мальчик, почувствовал себя увереннее и значимее после сольного выступления на скрипке. Дети слушали его концерт, а после аплодировали. Если ребенок очень стесняется, можно вставить небольшой номер с его участием в праздник или досуг, что также положительно скажется на самооценке такого ребенка.
Очень полезно применять в работе с детьми с низкой самооценкой ролевые игры, они вселяют уверенность в детей, делают их более открытыми.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным, имел заниженную самооценку. Однако, порой действия взрослых способствуют развитию этих качеств у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять как и чем угодить родителям. Безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.
Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов, в его компетентности в какой – либо области.
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинства ребенка («осел», «дурак», даже если взрослые очень сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть обьяснит, почему он это сделал. Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного дня записывать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают этот список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Рекомендации для родителей детей с низкой самооценкой :
1. Избегайте состязаний и каких – либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предьявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.