Ирина Анохина
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду»
▼ Скачать +Заказ
Как помочь адаптироваться ребёнку в детском саду
1. КАК ПОДГОТОВИТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
Замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться, поэтому забота взрослых по развитию такого ребенка должна быть, прежде всего направлена на развитие желания общаться и развитие коммуникативных навыков.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду“» размещена в разделах
Замкнутость выступает в поведении достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости) для замкнутых детей характерны также страх перед чужими людьми, долго непреходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.
Как правило замкнутый ребенок очень привязан к матери и очень болезненно переносит даже непродолжительное ее отсутствие.
При общении с замкнутым ребенком:
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте его с новыми людьми;
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с те или иным человеком;
- Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека.
Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна.
Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по «взмаху волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
2. КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
- Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
- Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давайте им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше чем остальных посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. п.);
- Хвалите ребенка даже за не очень значительные достижения;
- Не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);
- Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
- Закрепите за ребенком постоянное место, кроватку;
- Попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него.
У родителей тревожных детей тоже часто бывает повышенный уровень тревожности.
Иногда это состояние взрослого невольно передается детям. Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка, дети в большей степени подвержены заболеваниям.
3. КАК ПОМОЧЬ МЕДЛИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Если ваш ребенок медлителен, попробуйте изменить свою тактику.
- Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости;
- Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность;
- Помните вашему ребенку нужно время для «раскачки» (он с трудом просыпается, долго просыпается, долго собирается в детский сад – разбудите его пораньше и т. д.) не конфликтуйте вечером, перед сном, не корите за долгие сборы ко сну;
Необходимо сделать все, чтобы, осознавая свою медлительность, ребенок в тоже время не чувствовал свою ущербность, неспособность. Помогите ему овладеть необходимыми навыками – самостоятельно одеваться и раздеваться;
Организовывая работу с медлительным ребенком, не забывайте о перерывах и физкультминутках;
Нужно облегчить ребенку все повседневные дела и поможет в этом четко организованный режим дня. Если ребенок привыкнет (а это требует времени) в одно и тоже время вставать и ложиться спать, то справиться с самим собой ему будет гораздо легче;
Можно придумать какую-нибудь, игру, которая поможет ребенку преодолеть свою медлительность, можно делать вместе, соревнуясь (при этом важно не переборщить и подстроиться под его темп);
Важно, чтобы взрослые всегда были спокойны и доброжелательны. Можно пошутить над «копушей», но по доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество, и у себя, и пусть посмеется ребенок.
Помните, от того что ваш ребенок медлительный, он не «хороший» или «плохой», а просто вот такой, какой он есть и ему нужно помочь адаптироваться в детском саду, и в школе, и в жизни. При этом вы и сами должны быть достаточно организованы, иначе успеха не будет.
4. КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Если вы замечаете у своего ребенка проявления агрессивности, необходимо вместе с психологом тщательно проанализировать ее причины, выявить трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранить их, а затем формировать у ребенка недостающие у ребенка умения, навыки, а также установки в отношении других людей.
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть его. Ему необходимо знать, что он нужен и важен для вас.
Помните, что внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.
5. Адаптация после летнего отдыха
Адаптационный период проходит не только у вновь поступивших в детский сад детей, но и у детей, вернувшихся в дошкольное учреждение после каникул, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться «в луже», «выдавать» повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессивным.
Ни одно такое явление не возникает на пустом месте.
Существует причина, и ваша задача — найти ее дома или в детском саду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, дети иногда сами не понимают, что им не нравится.
Дома в период адаптации надо обеспечить ребенку щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций.
Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного-двух раз в неделю, и то когда на это бывают какие-либо причины. Малыш ложится спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо предмет и т. п., он почти не мочится в постель. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш привык к детскому саду и у него началась новая и интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного.
Психологи утверждают, что дети, выросшие в саду, легче «домашних» детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения — умению согласовать свои действия и действия других (детей и взрослых, контролировать эмоции.
Даже конфликты, переживаемые детьми в более щадящих условиях (чем на улицах, например, будут им на пользу. Они стремятся отстаивать свои интересы и закаляются психологически.
«Домашние» дети сталкиваются с определенными проблемами, появившись в новом коллективе, в непривычных условиях. Причем, чем старше ребенок, отдаваемый в детский сад, тем сложнее ему приспособиться ведь, кроме радости от родительской любви, ему приходилось нести немалый груз родительских ошибок. Как правило, в дошкольных учреждениях трудятся профессионалы, знающие свое дело.
И если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду обычно к нему относятся доброжелательно и объективно оценивают его достоинства и недостатки.