Писарева Валерия
Как помочь ребенку развить навыки саморегуляции: стратегии для управления поведением и эмоциями
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков саморегуляции у детей является важным аспектом их эмоционального и поведенческого развития. Педагоги-психологи могут сыграть ключевую роль в помощи детям освоить стратегии управления своим поведением и эмоциями. Вот несколько рекомендаций от педагога-психолога:
1. Обучение детей осознанию своих эмоций. Помогите детям понять, какие эмоции они испытывают в различных ситуациях, и как эти эмоции влияют на их поведение.
Публикация «Как помочь ребенку развить навыки саморегуляции: стратегии для управления поведением и эмоциями» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
2. Обучение детей техникам саморегуляции. Предложите детям различные техники управления эмоциями, такие как дыхательные упражнения, медитация, визуализация или использование позитивных утверждений.
3. Помощь детям развивать навыки решения проблем. Учите детей анализировать ситуации, находить альтернативные способы реагирования и принимать осознанные решения.
4. Создание безопасной и поддерживающей среды. Обеспечьте детям поддержку и понимание, чтобы они чувствовали себя комфортно в выражении своих эмоций и работе над саморегуляцией.
5. Развитие навыков эмпатии и социального взаимодействия. Помогите детям понять чувства других людей, обучите их адекватным способам общения и решения конфликтов.
Игры, которыми могут пользоваться и родители и воспитатели:
ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.
1. Сова. Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, выходит из игры (того сова «съела»)
2. Тыкалки. Взрослый проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.
3. Черепашки. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.
4. Наоборот. Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д., а остальные изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.).
5. Найди и промолчи. Детям необходимо, передвигаясь по комнате, найти спрятанный мяч и вернуться на своё место. Запрещено показывать мяч, говорить кому-то, или брать его в руки.
6. Смотри на мячик. Детям предлагается скучное задание: в течение 1 минуты внимательно рассматривать мячик, не отводя от него взгляда. Ребёнок, посмотревший в другую точку, садится на своё место, считаясь проигравшим.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.
1. Горка спичек. Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей) .
2. Пять спичек. Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.
ВЕРБАЛЬНЫЕ ИГРЫ.
1. Поздоровайся с «Глобусенком» (Читайте по моим губам»)
2. Якалки. Ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки) .
3. «Да» и «Нет» не говорите. По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».
4. Шепотком. Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают Задача дошкольников – ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шёпотом.
В каждой игре, даже самой простой, существуют правила, которые направляют и ограничивают действия ребенка, помогая организовать его поведение. Эти правила игры важны, особенно в младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не способны к серьезным разговорам и установлению целей. В отличие от правил поведения, которые дети часто трудно усваивают, правила игры становятся естественной частью их жизни, помогая регулировать их поведение и способствуя интересной совместной деятельности.