Наталия Кузнецова
Консультация «Как помочь детям адаптироваться в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Что делать если ребенок робок, чрезмерно стеснителен или наоборот навязчив, и от этого остается один среди множества сверстников? Что должны знать родители предполагающие проблемы с адаптацией? Предлагаю конкретные поведенческие модели решения вопросов по дезадаптации в детском саду.
Детская адаптация или как помочь ребенку освоиться в новом коллективе.
Публикация «Консультация „Как помочь детям адаптироваться в коллективе“» размещена в разделах
Когда меняется привычный уклад жизни людям приходиться приспосабливаться к новым условиям. Взрослому человеку сделать это значительно проще, чем ребенку, ведь у него уже достаточный жизненный опыт, он четко понимает, что и зачем нужно делать. Детям же (безусловно, не всем) адаптироваться бывает сложно, новые правила, новые требования, жесткий режим и тотальный контроль дома, воспринимаются болезненно - это как стоять на шатающемся стуле, страшно, неприятно и очень хочется вернуться в устойчивое привычное положение, в данном случае в свободное от ограничений детство.
Особенно тяжело адаптация проходит у следующих категорий детей:
-у детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях и строго индивидуальном подходе;
-у детей, пришедших в детский сад в кризисный период (3 года) или же вовсе не посещавших детский сад,
-у детей с нарушением поведения и затянувшейся дезадаптацией, т. е. у тех, у кого демонстративность, манипулирование, капризность проявляются раньше 3 лет и заканчиваются позже 4;
-у сверхчувствительных натур, чрезмерно привязанных к конкретному человеку, месту или условиям.
Что должны знать родители,
предполагающие трудности адаптации у своего ребенка?
1. Соблюдайте режим дня, даже если не делали это ранее. Это очень важно, для организации нервной системы, процессы возбуждения и торможения должны быть сопряжены с биологическими часами ребенка. Вскоре, в отведенное время мозг будет сосредоточен на усвоение информации, а в другое время на отдых. и тот и другой процесс будет проходить максимально успешно.
2. Детей с высокой утомляемостью не нагружайте лишними кружками и тренировками или четко продумайте режим так, что бы обязательно было время на отдых.
3. Сформируйте авторитет учителя в глазах ребенка. Избегайте оценочных высказываний в присутствии ребенка (например, в беседе с другими членами семьи).
4. Замените оценочные фразы «какую оценку ты получил» или «как ты себя вел» на более позитивные: «что тебе особенно понравилось сегодня в школе», «что у тебя особенно хорошо получилось», "Мне сегодня приснилось, что ты вышел из школы особенно счастливым и у тебя все было отлично!"
Самостоятельность:
Трудно быть успешным, если за тебя все всегда делали: собирали портфель, следили за расписанием, за чистотой одежды, заправляли за тебя постель, а тут вдруг, учитель или тренер, что-то начинает требовать., а ребенок ни невнимателен, он просто не научился следить за своим "надо" сам.
Чтобы научить ребенка ответственности, для начала создайте соответствующую мотивацию, например, просмотрите на эту тему фильм или мультфильм, обсудите, затем, поговорите в хорошее настроение о том, что такое ответственность, зачем и кому она нужна. О том, как вы учились этому, или о том как пожалели, что не научились этому раньше. После чего дайте ребенку на выбор 1, 2 дела по дому, за которые он будет нести ответственность. Умеренно хвалите, а если не справляется, то вместо фразы "Опять у тебя куртка валяется. "-просто говорите "куртка". Это не несет оценочного суждения с вашей стороны, но с ребенком предварительно договоритесь, что будет означать такое слово.
Внимание:
Не исправляйте и не предугадывайте ошибки, ели задание еще не доделано! Ваша задача научить ребенка находить и исправлять свои ошибки. Для этого надо, предварительно убедившись, что все сделано, верно, акцентировать внимание ученика на конкретном слове или предложении и попросить найти ошибку, не забудьте похвалить за старание. Таким образом, качество выполнения заданий будет значительно выше, а процесс исправления ошибок не будет «болезненным».
Используйте тренажеры на внимание и зрительную память, натренировав эти функции, ребенок гораздо легче будет справляться с многоступенчатой инструкцией учителя.
Если придя в учреждение трудности все же возникли, попробуйте следующие психологические приемы
Ребенок плачет и не отпускает маму. Заранее договоритесь, что будете собирать его личный альбом, каждое утро и вечером, перед отправлением на занятия и после них будете его фотографировать. (Ребенок должен этого хотеть) Начните заранее до 1 сентября, чтобы у вас в архиве уже были позитивные фото.
Обсуждайте фотографии, первую оценку пусть даст ребенок, какое фото ему нравится больше и почему, потом проговаривайте вы свое мнение, но ни в коем случае не высмеивайте и ни с кем не сравнивайте его не самые удачные снимки! Если игра будет принята ребенком, он вскоре сам научится делать выводы и изменит свое поведение с целью улучшить качество фотографий.
Все проходит, дети растут, приспосабливаются, учатся дружить и уступать, меняются и меняют мир вокруг себя! Так и должно быть!
Но самая важная ступень адаптации ребенка в детском саду- это конечно же доброжелательное отношение педагога к личности ребенка. Для того, чтобы ребенок доверился педагогу, а это очень важно при взаимодействии педагога с ребенком, нужно внимательно выслушать ребенка. Естественно, в помощь педагогу могут прийти различные дидактические игры, деловые игры, сюжетно-ролевые игры:
- "Интервью"
-"Обратитесь к следующему ребенку"
-"Встаньте дети, встаньте в ряд"
-"Вагончики"
-"Любознательный мяч"
-"Змей, или Поезд" и так далее.