Департамент труда и социальной защиты
Как оздоровительно-развивающие игры используются в адаптивной физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Игра для детей — один из самых любимых видов времяпровождения. Они готовы играть в любое время, а значит, в такой форме возможны не только досуг, но и полезные занятия — например, по адаптивной физической культуре. Как сделать такие уроки увлекательными для ребят — советами делятся специалисты Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров».
Играем с удовольствием
Первое важное правило — ребенок не должен воспринимать занятие по физкультуре как время, когда его будут заставлять делать что-то сложное и то, что у него может не получиться.
Публикация «Как оздоровительно-развивающие игры используются в адаптивной физкультуре» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Например, в Центре «Роза ветров» дети идут на уроки по адаптивной физической культуре с радостью, так как идут туда играть. А игры, как известно, способствуют быстрому установлению нужного контакта между взрослым и ребенком, помогают вырабатывать определенные навыки, улучшают психоэмоциональное состояние малыша.
«Оздоровительно-развивающие игры развивают физические качества и навыки детей, укрепляют детский организм. Благодаря таким играм происходят развитие двигательных навыков, ловкости, равновесия, внимания, мелкой моторики и манипулятивной функции рук, ориентации в пространстве и координации движений, тренировка дыхательной системы, профилактика плоскостопия и нарушения осанки», — рассказывает инструктор по адаптивной физической культуре Ирина Игнатьева.
Игровой формат помогает ребенку освоить те виды движений, которые он с трудом выполняет в других видах деятельности. При этом оздоровительно-развивающие игры должны включаться именно в основную часть занятия, а уровень нагрузки следует увеличивать постепенно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Задача инструктора во время занятия — постоянно контролировать психоэмоциональное состояние воспитанника и его утомляемость.
Использование различного оборудования — мячей, гимнастических палок, колечек, фитболов, специальных ковриков для стоп и многого другого — поможет малышу освоить и закрепить новые навыки.
Три вида игр
«На занятиях мы используем несколько видов игр: несоревновательные, соревновательные и кооперативные», — поясняет инструктор по адаптивной физической культуре Елена Кукушкина.
В несоревновательных играх участники не делятся на соперничающие команды, здесь поощряются правильное выполнение действия и старания ребенка. Это может быть похвала, одобрение или улыбка взрослого. Примеры таких игр: перекатывание или перебрасывание мяча друг другу, надевание колец на конус, сбор различных по объему и фактуре предметов в разные коробочки.
Кооперативные игры считаются играми сотрудничества, в них условно присутствует командное соперничество, а в процессе учитываются не личные достижения отдельных участников, а результат команды или всех ее членов. Пример такого вида игры — «Гигантский прыжок». По ее условиям необходимо совершить самый длинный прыжок или принести совочком как можно больше мячиков.
Соревновательные игры подразумевают выявление победителя в индивидуальных или командных соревнованиях.
«Сюда относятся игры-эстафеты. В процессе мы поощряем разнообразные достижения участников, связанные с их физической подготовленностью, с сохранением навыков, выработанных на занятиях», — продолжает Ирина Игнатьева.
В таких играх важно строгое соблюдение правил и принципов честности в действиях. Один из примеров — игра «Меткие броски», в ходе которой дети забрасывают мяч в корзину или обруч.
Важно заинтересовать
В упражнениях, направленных на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, также используются элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка происходящим.
«Мы катаем ножкой мячик, палочку; ходим по палочкам и специальным коврикам как по кочкам на болоте, катаемся на фитболе», — комментирует Елена Кукушкина.
Все эти манипуляции ребенок воспринимает как игру, а не как занятие, и выполняет упражнения с удовольствием. При этом инструктор обращает внимание на то, чтобы ребенок выполнял упражнения спокойно, правильно, без ускорения, не нервничал. Игру можно повторять несколько раз. Когда малыш утомился, лучше прекратить.
«В заключительной части занятия играем в любимую игру ребенка, которая является для него наградой за то, что он хорошо занимался и старался. К тому же, это всегда гарантия того, что малыш уйдет с урока по адаптивной физкультуре с хорошим настроением и захочет вернуться», — делится опытом Ирина Игнатьева.