Татьяна Николаевна Шерстнева
Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Для декоративных рисунков мы давали детям не только белый, но и цветные фоны и различные оттенки красок, такие, как голубой, вишневый и др.
На следующих занятиях дети закрепляли полученные умения, упражнялись в горизонтальных и вертикальных мазках в двух направлениях без поворота бумаги.
Публикация «Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства, Часть 2» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Процесс работы показал, что тремя поворотами дети уже овладели, при нанесении же самых трудных мазков (правых горизонтальных) некоторые дети повернули руку так, как им было легче, и стали наносить левые горизонтальные мазки. Лишь после напоминания и показа они стали рисовать правильно. Этот прием оказался для детей вполне доступным, но, видимо, во время пояснения следовало привлечь к нему их внимание, предложив, например, всем взять кисти в руки и показать, как они будут их поворачивать. Последовательность при рисовании узора соблюдали все дети.
Мы решили провести рисование на тему «Ткань кукле на платье», узор которой состоял из колец и прямых линий. Кроме общего показа, мы объясняли детям, как держать кисть при рисовании кольца. Хотя кольца получились не очень ровные, все же дети усвоили новый прием — рисование концом кисти.
Желая познакомить детей с таким элементом узора, как точки, мы решили связать их, как и мазки, с определенным образом. Этим образом были дождевые капли на стекле. Занятие провели под слова «Дождик, дождик, кап, кап, кап, мокрые дорожки». На листе бумаги дети сначала нарисовали несколько «дорожек», а над ними точки — капли.
Для большего интереса к работе, а также для создания ритма в движении при нанесении точек, рисуя, говорили: «Кап, кап, кап». Чтобы дети не устали от однообразных движений при рисовании точек, после того как дождь «покапал» на до-рожки, мы сказали, что теперь дорожки превратились в ручейки (синие линии) и в них тоже капает дождь. Такая игровая ситуация снова возбудила затухающий интерес и дал возможность снизить умственное и физическое напряжение. Лет рисовали с подъемом, поставленная цель была достигнута. При этом прикладывание кисти, например, происходит не рывками, а ритмично, и в результате детские рисунки улучшаются.
Усложнение программного материала шло за счёт более сложной композиции и веления новых изобразительных элементов в узор.
Усвоение элементов узора – мазков, точек, полос, колец – является усвоением какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его выполнении. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно. При показе мы подчёркивали ритмичность движений и самим характером их и проговариванием короткого слова, например: «ещё, ещё», «так, так».
Дозировка степени сложности работы определялась нами с учётом особенностей детей, характера предварительной работы. Одному ребёнку в процессе занятия достаточно будет поиграть ещё раз с настольной игрой, аппликативно выполняя узор (наложением, а потом перенести его на рисунок. Другому же ребёнку понадобился образец, третьему – образец и показ, и постоянная эмоциональная поддержка. Главная наша задача – определить возможную самостоятельность детей и адекватный характер помощи.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения узора на бумаге основных форм : полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах мы рисовали из элементов Дымковской росписи. Колорит таких узоров был в классическом стиле Дымковской росписи (сочетание красного, жёлтого, синего, зелёного, чёрного цветов). Также предлагали вырезанные из бумаги платья, рукавички, фартуки, шапочки и т. п.
В декоративном рисовании у детей важно формировать чувство формы. Для этого обращали внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Отмечали зависимость выразительности узора от соответствия композиции форме. Красоту создаёт не только ритмичное расположение однородных элементов (по углам – круги и точки, а в центре – кольцо и кружок, но и ритмичное расположение цветовых пятен (во всех четырёх углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).
Давая для декоративного рисования бумагу разной формы, мы исходили из соображений не композиционного, а скорее смыслового порядка: выбирали форму, наиболее удобную для первого рисования какого-либо элемента или закрепления его, с учетом повторяемости. Так, на одном из занятий понадобился лист бумаги в форме квадрата, потому что он дает возможность закрепить только что пройденные мазки кистью, плашмя в горизонтальных и вертикальных направлениях. Поэтому в работе с детьми четырех лет нет обычной последовательности в чередовании форм бумаги.
Цикл занятий включал: занятия по ознакомлению с новыми элементами, композициями узоров; занятия, на которых дети упражняются в освоении элементов, композиций, применении и сочетании разных цветов в узоре, в умении выполнять узор в соответствии с формой листа; занятия, на которых дети выполняют узор самостоятельно, творчески применяя усвоенные элементы, способы создания композиции узора в соответствии с формой.
Мы давали детям возможность увидеть узор в целом. Затем выделяем элементы узора, называем их, обращаем внимание на их повтор. Сухой кисточкой указываем на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению. Затем уточняем последовательность выполнения.
При предварительном обследовании до занятия иногда показывали композиции узоров. На полосе (дорожке) обращали внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате – ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают детям почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.
Мы использовали образцы предметов искусства, узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). В наших образцах в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции). Размер образца в 1,5 – 2 раза больше, чем детская работа. Отметим, что мы использовали разные виды образца:
• образцы для прямого исследования, т. е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, так как дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции.
• неоконченные образцы. Например, предлагали узор в квадрате. В середине квадрата изображён какой-то элемент. Детям предлагалось воспроизвести эту часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле той же росписи.
• примерные (вариативные) образцы, в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. Например, на 2 – 3 образцах демонстрировался узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, а цвет элементов, их сочетания разные. Детям предлагалось выполнить узор с набором тех же элементов и в той же композиции, что на образцах, а то, что в них представлено по-разному (цветовое решение, сделать по-своему.
• в образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета.
Показ способов создания узора после такого объяснения на образце был нужен только на первых порах и тогда, когда усваивался новый технический приём, например, нанесение мазков прижиманием кисти плашмя. Если усваивалось только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показа не давали. В некоторых случаях вызывали несколько детей для того, чтобы они нарисовали на мольберте те или иные другие части узора.
Когда какое-либо построение узора даётся впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета сравнительно с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия проводились без образцов.
В процессе исполнительской части деятельности на первых занятиях широко применяли индивидуальный показ, по необходимости – совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм.
Эффективны в обучении детей фланелеграфы или панно, выполненные из бархатной бумаги, на которой можно выкладывать узоры из форм – элементов росписи. Дети достаточно быстро и легко осваивали разные композиции. Наглядно-действенный способ усвоения, возможность свободного варьирования узора без боязни его испортить обуславливают интерес детей, быстроту и лёгкость освоения сложных композиционных приёмов.
Очень эффективны самодельные настольные игры, игры по типу фланелеграфа, в которых дети выкладывают красивые узоры. Причём для освоения композиции совсем не важно, какие элементы узора используются. Они необязательно столь же просты, как те, что будут изображаться на рисунке. В данном случае важно посмотреть, есть ли ритм, симметрия в выборе и расположение однородных элементов, цветовых пятен. Мы использовали такие игры: «Придумай узор», «Наши первые узоры», «Дорисуй».
Применяли в системе обучения художественное слово, музыку. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками, со сказками.
При анализе выполненных детских работ мы использовали игровые приёмы. В этом случае детям более понятен смысл декоративной художественной деятельности – украшение предметов.
На занятиях и в свободной деятельности стараемся создавать условия для развития творческих проявлений, самостоятельности (четвёртое направление).
В свободной деятельности многие дети самостоятельно пробуют расписывать силуэты Дымковских игрушек, вырезанных из бумаги (лошадка, козлик, курочка, уточка). При этом наблюдается их заинтересованность, разнообразие используемых элементов, яркая характерная цветовая гамма. Это говорит об эффективности нашей работы.