МААМ-картинки

Артикуляционные игры — сказки с дошкольниками

Александра Крылова
Артикуляционные игры — сказки с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционные игры – сказки с дошкольниками.

Длительное пребывание ребёнка в дошкольном учреждении создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию его звуковой стороны речи. Но одним из важных условий решения задач по звуковой культуре речи является полноценная работа артикуляционного аппарата. Добиться чёткой координированной работы органов речевого аппарата возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.

Публикация «Артикуляционные игры — сказки с дошкольниками» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.

Авторские сказки – это сказки придуманные автором для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ([к] – [г] – [х]; [ш] – [ж] – [ч] – [щ]; [л]; [р], и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказки нравятся детям и дают положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде сказок, стихов вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности. Артикуляционные сказки легко адоптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.

Приключение лягушки Зеленушки и свинки.

Все люди знают, что на улице нужно ходить по тротуару, газоны не топтать, цветы не рвать. А вот свинка ходит где попало. Травку, цветы топчет и однажды чуть не задавила маленькую лягушку (упр. «лягушка»). Лягушка так испугалась, что вытянула свои губки хоботком (упр. «хоботок»). Только и успела она сказать ква – ква и прыгнула от страха в открытое окошко (упр. «окошко»).

Лягушка спряталась в углу комнаты за лопаткой (упр. «лопатка», но лопатка оказалась такой острой и колкой как игла (упр. «иголочка»). Лягушка отскочила от неё и угодила прямо на старинные часы – ходики, которые висели на стене и тикали: тик - так, тик – так (упр. «часики»). Лягушка Зеленушка каталась на маятнике часов, как на качелях (упр. «качели»). Но тут она собралась с силами и выпрыгнула на улицу.

Лягушка угодила прямо на свинку, которая, наслаждаясь, лежала в грязной луже. Свинья взвизгнула и с лягушкой на спине понеслась по клумбе с цветами, как скаковая лошадка (упр. «лошадка»).

Вот так и закончилось приключение лягушки Зеленушки и свинки.

Рассказ об Антошке и Тимошке

Жили-были два брата Антошка и Тимошка. Они были весёлыми, озорными ребятами, поэтому часто улыбались (улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы, вытягивали губки вперёд трубочкой (упр. «трубочка», показывали языки (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу) и дразнили друг друга (пошлёпать широкий язычок губами, произнося «пя – пя – пя»). А ещё они любили показывать фокусы (упр. «фокус») и хвастаться.

- Я могу выпить сто чашек чая (упр. «чашечка», съесть сто бубликов (упр. «бублик») и не лопнуть, - говорил Антошка.

- А я, - хвастался Тимошка,- могу съесть сто банок варенья (упр. «вкусное варенье») и весь день простоять на одной ноге (улыбнуться, открыть рот и присосать широкий язык к небу).

Но тут в комнату вошла мама и сказала : «Хвастаться не хорошо, лучше уберите игрушки. Делу время, а потехе час. Красить комнату пора, я пригласила маляра (упр. «маляр»).

После ремонта мальчишки-хвастунишки помогли маме навести порядок в комнате. А потом Антошка взял гармошку и стал на ней играть (упр. «гармошка», а Тимошка качался на лошадке-качалке (упр. «лошадка»).

А вы, ребята, помогаете маме?

Щенята тоже видят сны

Маленький щенок задремал на солнышке и вот какой сон увидел…

Лягушонок Кузя (упр. «лягушка») и слоник Боня (упр. «хоботок») нашли и принесли щенку косточку. Увидев косточку, щенок открыл рот (широко открыть рот, высунул язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу) и покусал его (покусать широкий кончик языка зубами, произнося «та – та – та»). Ведь для щенка косточка всё равно, что для детей вкусное варенье. Щенок облизнулся (упр. «вкусное варенье») и начал грызть косточку то сверху, то снизу (улыбнуться, открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить его за нижние зубы).

Наевшись, щенок прилёг на лужайку и стал представлять, как он плывёт с друзьями на корабле (упр. «пароход»). Вдруг рядом раздался странный звук. Это был индюк Бип (упр. «индюк»).

- Уважаемый индюк Бип, научите меня, пожалуйста, тоже так говорить «бл-бл-бл», - попросил щенок.

- Конечно, только тебе надо будет потренировать свой язычок. Сначала надо почисть язычком зубки (упр. «почистим верхние зубки», потом посчитать их (упр. «посчитаем наши зубки»). А затем, улыбнуться, приоткрыть ротик и широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед – назад, как маляр красит кистью потолок (упр. «маляр»).

Щенок очень старался, выполняя упражнения, и у него всё получилось. Щенок и Бип вместе запели песенку индюка (упр. «индюк»).

«Как здорово»! – подумал щенок и проснулся.

Вот какие замечательные сны иногда снятся щенкам.

В гости к Чебурашке и крокодилу Гене

Однажды солнечным летним днём весёлый бегемотик Фунтик решил пойти в гости к своим друзьям – Чебурашке и крокодилу Гене.

И тут он задумался: «В гости принято ходить с подарками. Угощу ка я своих друзей мороженым»

Но пока он шёл, мороженое стало таять и Фунтик слизывал его язычком (облизать верхнюю губу широким кончиком языка сверху - вниз) и не заметил, как всё слизал.

Задумался Фунтик: «Подарю я им лучше барабан».

Но по дороге Фунтик так усердно барабанил (упр. «барабан, что барабан порвался.

Потом Фунтик решил подарить им лошадку. Но сначала он сам захотел на ней покачаться. Фунтик так сильно раскачался (упр. «лошадка», что лошадка не выдержала и сломалась.

Но наш Фунтик не расстроился. Он увидел симпатичный грибок (упр. «грибок», но он оказался не съедобным и Фунтик его выбросил.

И тут Фунтик догадался, что Чебурашке и крокодилу Гене очень понравится гармошка, ведь они такие весёлые и любят петь песни.

Фунтик подарил друзьям гармошку (упр. «гармошка»). И Чебурашке и крокодилу Гене очень понравился подарок, они весело улыбались (упр. «улыбка»).

Весёлый ёжик

Жил – был весёлый ёжик. Каждое утром, проснувшись, он чистил зубки (упр. «почистим верхние зубки», потом пересчитывал их (упр. «посчитаем зубки»). Закончив утренние процедуры, ёжик отправлялся гулять.

Ёжик катался на качелях (упр. «качели») и лошадке (упр. «лошадка»).

Проголодавшись, ёжик взял лукошко и отправился в лес. Там он нашёл большой гриб (упр. «грибок», принёс его домой, пожарил и съел.

И ему стало так хорошо и радостно. Ёжик взял свою любимую гармошку и заиграл на ней (упр. «гармошка»).

Потом ему захотелось научиться маршировать. Ёжик взял палочки и ударил в барабан (упр. «барабанщик»).

Но откуда ни возьмись, запищал маленький комарик (упр. «комарик») и укусил ёжа прямо в нос. Наверное, ему не понравилась ритмическая музыка барабана.

А наш ёжик подскочил, как будто у него моторчик завёлся (упр. «моторчик») и принялся бегать по полянке, пока не окунул свой носик в холодную воду. Вот такая история произошла с весёлым ёжиком. Прекрасная Обжорка (к комплексу упражнений для отработки звуков [к] – [г] – [х]).

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон («Хоботок»). Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

(«Улыбочка»). И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

- Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, – сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид! И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон («Лопатка») и («Иголочка»). Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона («чистим зубки»). Затем Обжорка немножко посердилась, «Киска сердится» свернулась катушечкой и сладко уснула («Катушка»). Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях («Качели»). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Публикации по теме:

Артикуляционные сказки в работе логопеда Артикуляционные сказки в работе логопеда Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана.

Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольникамиКоррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает» Д. Соколов Сказка – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционные игры — сказки с дошкольниками
Опубликовано: 25 мая 2015 в 07:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционные игры — сказки с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Александра Крылова (УИ 228753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД