Надежда Башкирова
Консультация «Как организовать обучение ребёнка с инвалидностью и ОВЗ»
Надомное обучение
Надомное обучение — это учебный процесс, при котором учитель приходит к ребёнку домой, в больницу или проводит занятия дистанционно.
Поскольку надомное обучение — это не самостоятельная форма получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок. А именно: назначает преподавателей, распределяет нагрузку и составляет индивидуальный план аттестаций и обучения. В последний должны входить все обязательные предметные области и предметы в соответствии с планом получаемого уровня образования. Причем максимальная нагрузка не должна превышать установленную для всех школ (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Семья же должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Публикация «Консультация „Как организовать обучение ребёнка с инвалидностью и ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Также государство должно обеспечить ученика необходимым минимумом на надомном обучении — бесплатными учебниками, консультациями, занятиями с учителями и психологической помощью, мероприятиями с другими школьниками.
Для перевода ребёнка с ОВЗ или инвалидностью на надомное обучение необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей.
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому. Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка, контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы. Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
Плюсы
«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.
Минусы
Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома». Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации. Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.
Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.