Елена Макаренко
Как обучить детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова
▼ Скачать + Заказать документы
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Уважаемые родители, помните:
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают твердыми (например, Л,М,Н) и мягкими (соответственно Ль,Мь,Нь).
Всегда тв рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Тв рдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зел ным.
Для обучения звуковому анализу слова и его закрепления можно поиграть в следующие игры:
«Поймай звук»
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает красный, синий или зел ный кружок (квадратик).
Например: звук «б»-согласный твердый звук, поднять синий кружок, «мь»-согласный мягкий звук-зеленый кружок, «у» гласный звук – красный.
«Поймай звук в слове»
Если в начале слова слышится гласный звук, нужно поднять красный кружок, если согласный тв рдый - синий, если согласный мягкий – зел ный.
Например: слово «снег» – первый звук «с»-твердый согласный, значит нужно поднять синий кружок; слово «лиса» - первый звук «ль»-мягкий согласный, поднять зеленый кружок; слово «окно» - первый звук «о»-гласный, поднять красный кружок.
«Придумай слова на заданный звук»
Взрослый называет любой звук, а ребенок придумывает слова, начинающиеся на данный звук.
Например: звук «с» - слон, слово, стоит, сорока и т. д.
В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (в начале, середине и конце слова).
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, например: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Цепочки слов»
Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного слова называется другое слово. Образуется цепочка слов, например: аисТ – ТарелкА – Арбуз.
«Хлопни, если услышишь в слове звук …»
Взрослый называет цепочку слов, и, если ребенок услышит заданный звук, то хлопает в ладоши один раз.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки. Тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Удачи Вам и вашему ребенку!