Получи документы

Как обучить детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова

Елена Макаренко
Как обучить детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова
▼ Скачать + Заказать документы

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Уважаемые родители, помните:

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Темочки:

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы.

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.

Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают твердыми (например, Л,М,Н) и мягкими (соответственно Ль,Мь,Нь).

Всегда тв рдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Тв рдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зел ным.

Для обучения звуковому анализу слова и его закрепления можно поиграть в следующие игры:

«Поймай звук»

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает красный, синий или зел ный кружок (квадратик).

Например: звук «б»-согласный твердый звук, поднять синий кружок, «мь»-согласный мягкий звук-зеленый кружок, «у» гласный звук – красный.

«Поймай звук в слове»

Если в начале слова слышится гласный звук, нужно поднять красный кружок, если согласный тв рдый - синий, если согласный мягкий – зел ный.

Например: слово «снег» – первый звук «с»-твердый согласный, значит нужно поднять синий кружок; слово «лиса» - первый звук «ль»-мягкий согласный, поднять зеленый кружок; слово «окно» - первый звук «о»-гласный, поднять красный кружок.

«Придумай слова на заданный звук»

Взрослый называет любой звук, а ребенок придумывает слова, начинающиеся на данный звук.

Например: звук «с» - слон, слово, стоит, сорока и т. д.

В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (в начале, середине и конце слова).

«Какой звук есть во всех словах

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, например: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Цепочки слов»

Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного слова называется другое слово. Образуется цепочка слов, например: аисТ – ТарелкА – Арбуз.

«Хлопни, если услышишь в слове звук …»

Взрослый называет цепочку слов, и, если ребенок услышит заданный звук, то хлопает в ладоши один раз.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки. Тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Удачи Вам и вашему ребенку!

Публикации по теме:

Пособие для обучения старших дошкольников звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками»Пособие для обучения старших дошкольников звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками» Авторское игровое пособие для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу «Звуковая линейка с крышечками» Разработала:.

Дидактическая игра из крышек по развитию речи «Цветные слова» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра из крышек по развитию речи «Цветные слова» для детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру по развитию речи «Цветные слова» для детей старшего.

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу словДидактическая игра для обучения звуковому анализу слов Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов. Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка полного звукового.

Игра по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Назови слова»Игра по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Назови слова» Игра может проводиться с подгруппой детей и в работе по индивидуальному обучению за столом или около учебной доски. Цель:учить называть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как обучить детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 10:13
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как обучить детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова» (включая файлы) размещена пользователем Елена Макаренко (УИ 1981419) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД