Анна Горшкова
Как научить ребёнка общаться с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с животными и растениями возможно в дошкольном возрасте, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
Публикация «Как научить ребёнка общаться с природой» размещена в разделах
В детском саду большое внимание уделяют экологическому воспитанию: знакомству с животным и растительным миром, привитию навыков ухода за растениями, животными, птицами, воспитанию любви к природе в целом.
Дети любых возрастов очень хорошо воспринимают информацию на уровне чувств. Чтобы что-то узнать, понять, осознать, им нужно это увидеть, послушать, потрогать, понюхать. Никакие рассказы, картинки не заменят живого контакта с природой. Чтобы объяснить, к примеру, каким лес бывает весной, туда лучше всего с ребенком отправиться. Возникшие эмоции надолго останутся в памяти, помогут создать правильный образ картины весеннего леса. Эту особенность восприятия следует активно использовать для приобщения детей к природе.
Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Надо всегда напоминать детям, что нельзя ломать деревья, рвать и бросать цветы.
В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, и даже жестокости по отношению ко всему живому. Порой видишь, как ребёнок беспощадно топчет муравьёв, срывает цветы, не задумываясь о последствиях и с умилением наблюдаешь, как ребёнок того же возраста бережно убирает с дороги червяка или гусеницу, чтобы не наступили.
Хорошая книга – лучший друг. Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но, самое главное на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, его нравственная, культурная основа личности.
Знакомство с миром природы начинается задолго до того, как ребенок начинает ходить и говорить. С молоком матери мы впитываем потешки, прибаутки, уже тогда неосознанно прикасаясь к миру природы. Развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. И самое приятное, полезное и доступное удовольствие для детей в это время –это чтение вслух интересной книги. А начало этому закладывается в семье. Взрослые должны умело подбирать литературу для чтения.
Много интересного о поведении птиц дети узнают из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова и т. д.
Чтобы расширить представление детей о роли деревьев в жизни человека следует послушать рассказ Ю. Дмитриева «Что такое лес». В нем в интересной форме дается представление о настоящем лесе и, о том, что жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга.
В лесном доме существует строгий порядок. Об этом дети узнают из рассказа М. Пришвина «Этажи леса».
Природа оказывает огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять ее. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему любил природу!