Валентина Кололейкина
«Как научить ребёнка говорить». Консультация для родителей детей младших групп
▼ Скачать +Заказ
Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей
Не упустите драгоценное время
Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.
Публикация «„Как научить ребёнка говорить“, Консультация для родителей детей младших групп» размещена в разделах
Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.
Как родителям помочь ребенку заговорить рано
Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.
Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.
Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.
Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.
Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.
Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.
Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.
Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.
Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.
Игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Игра «Дерево».
Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.
Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.».
Высоко на небе - облака,
А внизу - под облаком - река.
Высоко на дереве - листочки,
А внизу, под деревом, - цветочки.
Игра «Кукла спит».
Цель: развивать речь, слух.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.
Игра «Что любит наша кукла?».
Цель: развивать речь, воображение.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.
Игра «Закончи слово».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро. (га, мага. (зин, коло. .(бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик - «Ку. (бик)» и т. п.
Игра «У меня зазвонил телефон».
Цели: развивать речь; расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Игра «Что мы видим во дворе?».
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.
Игра «Кто кем был».
Цель: развивать речь.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.
Описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится» :
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая. (собака).
Жеребенок - с каждым днем
Подрастал и стал. (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был. (теленком).
Толстый увалень баран –
Толстеньким. (ягненком).
Этот важный кот Пушок —
Маленьким. (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным. (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают. утки –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра «Еж - отец, ежиха - мать».
Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.
Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:
Если папа - серый слон,
Мамочка - слониха!
А ребенок, а ребенок –
Маленький слоненок!
Если папа - еж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребенок –
Быстроногий жеребенок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пеленок:
Сын коровы и быка –
Маленький теленок.
Игра «Все такое разное!».
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, побуждая его отвечать.
Подушка мягкая, а стол. (твердый).
Снег белый, а земля. (черная).
Слон большой, а мышка. (маленькая). И т. д.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
Занимайтесь чаще, и через некоторое время ребёнок сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого часто не хватает в наше стремительное время.
Желаем успехов!