Олеся Чепорнюк
Консультация для родителей «Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности?»
В народе говорят: «без труда не выловишь рыбку из пруда», «Терпенье и труд – всё перетрут», «Делу – время, потехе – час»… Все взрослые знают и принимают примитивную эволюционную теорию: «Труд из обезьяны сделал человека» В ней ясно выступает роль труда в развитии человека и общества в целом. Труд – социально ориентированная деятельность, результат которой важен и значим не только для человека, его достигшего, но и в определённой степени для социального окружения.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд делает человеческую жизнь осмысленной и значимой. Почему же нас, взрослых так тянет ничего неделанье (полежать, посмотреть телевизор) Причина одна: труд не приносит нам радости!
Многих научили работать, трудиться, добросовестно выполнять свои обязанности, но не сформировали умение получать удовольствие от трудовой деятельности….
Если ребёнок отказывается выполнять какое-либо поручение или делает это плохо, мы начинаем возмущаться и упрекать его в лености. А нужно по-нять, что ребёнок не обязан хотеть трудиться. И мы, взрослые должны научить детей трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
Вид трудовой деятельности определяется возрастными особенностями детей. Самообслуживание в младшем возрасте, а в старшем дошкольном возрасте это разного рода дежурства, мытьё игрушек. (рассказать, что делают дети в данной группе)
Приучая детей к труду, нужно давать посильные поручения, объяснить необходимость данной работы, проследить и оценить по достоинству + самоанализ, + значимость. Чтобы умение трудиться перешло в навык и привычку, трудовая деятельность должна быть понятной, а не случайной и постепенно усложняться. Труд не может быть наказанием т. к. формируется установка на избегание негативных ситуаций, а отсюда и трудовых поручений.
Если ребёнок получает от труда положительные эмоции: удовольствие, гордость, радость, - то со временем у него сформируется отношение к труду как к чему- то полезному, светлому, приятному и радостному.
Очень важно научить ребёнка завязывать шнурки, убирать игрушки, вытирать пыль, поливать цветы. Но не мене важно и перспективно научить ребёнка испытывать радость от того, что он это умеет, делает и получает достойный своих усилий результат.
Давайте научим наших детей радоваться труду, а мы будем радоваться тому, что они растут, умными, весёлыми, воспитанными и трудолюбивыми.
Советы родителям о трудовом воспитании детей
Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей. А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени.
Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям, взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому. Если родители учат одному, а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться, что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком. Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста.
Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем.
Главное говорите ему слова "вместе" и "помогу". Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить.
Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут. Поэтому они сами застегивают ему одежду, сами убирают игрушки, а посуду не доверяют ребенку мыть только потому, что он может что-то уронить или испачкать свою одежду.
Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи после "уборки" ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.
Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу: наводить порядок на столе, убирать постель или мыть за собой посуду.
Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать: "Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!" Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной.
Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе, занятий в музыкальной школе или в спортзале. Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, кормить рыбок или других домашних животных, сходить за хлебом или молоком в магазин.
Главное не то, что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко, выкинуть мусор, а важно научить ребенка к ответственности, аккуратности и трудолюбию. Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно. Лучше объясните ребёнку, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе, так же как и вместе отдыхать и жить. Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит, в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни.