Лутошкина Ирина
Консультация «Как научить ребенка ценить вещи»
▼ Скачать + Заказать документы
Абсолютно все родители сталкиваются с тем, что в определенный период жизни ребенок резко и без причины начинает ломать игрушки, даже самые любимые. Очень часто это вызывает гнев у взрослых, поскольку игрушки стали очень дорогие, а ребенок с поломанными уже не хочет играть, и приходится постоянно покупать новые.
Ломают они их не из-за банального желания навредить или чтобы ему купили новые, чаще всего это происходит из-за детского любопытства. Малышу просто интересно, из чего сделана игрушка, откуда исходит звук или что находится внутри нее. Случается и так, что сломанные игрушки - попытка привлечь внимание постоянно занятых родителей. Когда родители видят сломанную игрушку, они начинают объяснять ребенку, что так делать нельзя, а это уже в некотором роде общение, которого ребенку так не хватает. Ребенок поймет, что только таким образом может добиться внимания родителей и будет постоянно так поступать, зная, что так он сможет быть замечен родными.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка ценить вещи“» размещена в разделах
Относиться к своим вещам без фанатизма, но с уважением — вот чему следует научить ребёнка. Поверьте, подобное отношение очень поможет малышу во взрослой жизни, когда вместо игрушек у него появятся приобретённые за собственный счёт одежда, техника и квартира.
Оканчивать каждый поход по магазинам покупкой чего-либо — значит беспощадно баловать ребёнка. Рефлексы у детей вырабатываются очень быстро, как и способность давить на родительские «болевые точки», ведь юность отнюдь не так невинна, как нам хотелось бы думать. Пройдёт немного времени, и ребёнок будет реагировать истерикой на каждый отказ, доводя до исступления окружающих и вгоняя в краску родителей. Возьмите в привычку объяснять ребёнку цель посещения магазина, будь до поход за продуктами, одеждой или игрушкой. Разъясните малышу перед прогулкой: «Мы идём за хлебом», и ни в коей мере не поддавайтесь на уговоры заглянуть по пути в отдел детских товаров.
Сделайте покупку игрушек системной, обозначьте для неё чёткий временной промежуток — например, раз в несколько месяцев. Таким образом ребёнок сумеет «подготовиться», выбрать самую желанную — то есть, ту, которая гарантированно принесёт море радости. Перед походом в магазин неплохо ещё и проводить «ревизию» : перебирать старые игрушки, решая, какие из них пора выбросить, какие — отдать, а какие достойны по-прежнему занимать место на полках.
Обучите ребёнка после окончания игры убирать весь свой «арсенал». Дети учатся постоянно, даже в те моменты, когда Вы не настроены заниматься воспитанием. Каждое Ваше решение или действие фиксируется детским сознанием, запоминается и анализируется. Видя, как Вы прибираетесь после работы или домашних дел, малыш сам в скором времени усвоит ценность порядка в окружающей его действительности. Добавьте в процесс уборки игровой момент: машину после использования следует загнать в гараж, а кукол с плюшевыми игрушками — уложить спать. «Ты ведь ложишься спать, чтобы отдохнуть? Уложи спать и игрушки, иначе завтра они будут чувствовать себя устало и не захотят с тобой играть».
Только представьте, насколько ценнее станет для ребёнка игрушка, сотворённая собственными руками! Уделите время творчеству: сколотите кроватку в кукольный домик, помогите малышу связать шарф для обожаемого плюшевого мишки, построить депо для паровозика или даже миниатюрную модель небольшого городка. Это не только побудит Ваше чадо с большим уважением относиться к игрушкам, но и раскроет его творческий потенциал. А вдруг в Вашем ребёнке скрыт талант плотника, скульптора, портного или художника? До определённого возраста дети великолепно обходятся игрой со всем, что попадает им под руки. Самое важное в этом деле — вовсе не «крутость» игрушки, а фантазия. Развивайте детскую фантазию, поощряйте её, выводите на творческую тропинку, и Ваш малыш никогда не будет скучать.
Если Вы собираетесь купить ребенку новую игрушку, постарайтесь заинтересовать в покупке и малыша. Например, можно совместно приготовить для новинки место, обсудить ее внешний вид. Игрушка обязательно должна соответствовать возрасту малыша. Если одежду можно покупать «на вырост», то вот с игрушками этого делать не стоит. Они будут сломаны раньше, чем они станут интересны ребенку. Уже подросшие дети должны осознать, что игрушку просто так никто не купит и капризы тут не помогут, а только отдалят покупку. Новая игрушка может стать хорошим поощрением за поведение и послушание, то есть ребёнок должен её заслужить.
Второй важный шаг – после покупки показать и объяснить ребенку, как правильно играть и обращаться с новой вещью. Необходимо установить правила. Многие родители считают, что если сказать ребенку : «Это теперь твое. Береги!» - то чувство собственности у ребенка решит проблему. Но это абсолютно не так. Результатом может стать совершенно противоположное поведение. Ребенок придет к выводу : «Раз мое – значит делаю, что хочу». Не бойтесь устанавливать правила обращения с вещью. Играешь – играй, не играешь – убери на место, обращаешься неправильно – несколько дней игрушку не получишь и новой не будет. Главное, сами соблюдайте эти правила. Если увидите, что игрушка валяется - возьмите и спрячьте. Поверьте, в следующий раз ребенок не забудет ее убрать.
Если же малыш сломал игрушку, ему можно предложить полечить ее вместе, объясняя, что игрушке больно и обидно. Книги лучше смотреть вместе с ребенком, рассматривая картинки и поясняя их. Также ребенок обратит внимание, как правильно листать книгу, и что рвать ее не нужно.
Если же все-таки у ребенка просто мания что-то ломать, кидать, то дарите ему подвижные игры, пусть выплескивает энергию, а когда ему надоест двигаться, попробуйте его занять ручным трудом. Сделанное своими руками жалко будет просто взять и сломать.
И последнее: хвалите малыша за бережное отношение к своим игрушкам, тогда он, скорее всего, не станет их рвать и ломать. Похвала напомнит ребёнку об установленных правилах и повысит его самооценку!