Татьяна Дёмина
Консультация для родителей «Как научить ребенка ответственности?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка ответственности?
Только тогда, когда ребенок научится отвечать за свои поступки, зарабатывать и не зависеть от родителей, его можно считать по-настоящему взрослым.
Чаще всего родители считают, что до 20 – 25 лет они должны обеспечить ребенка всем – достатком, беззаботной жизнью, образованием, жильем. А потом, когда финансовые запросы чада начинают превышать возможности родителей, обнаруживается, что по-другому ребенок и не видит свою жизнь. Здесь начинаются конфликты. Ребенок не понимает, что изменилось, почему он вдруг должен обеспечивать себя сам? И обижается на все упреки родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка ответственности?“» размещена в разделах
"Если я завожу разговор о том, что хорошо бы и работать, нести ответственность за что-то, то в ответ слышу : „Опять ты про деньги! Больше ни о чем говорить не можешь“, — рассказывает Алла, живущая вместе с 23-летним сыном, — а ведь я всю жизнь только для него старалась. Теперь же он злится, говорит, что вообще уедет, что я его замучила придирками и своей жадностью".
Когда же ребенок становится взрослым? В разные времена в различных культурах люди пытались решить эту задачу. Обряд инициации существовал во всех культурах. В современном мире обрядов нет, поэтому родители должны определиться с этим вопросом сами. И главное здесь, чтобы чем старше становится ребенок, тем меньшее место в его жизни должно занимать послушание и тем большее ответственность. Ответственность и послушание – разные вещи. Родители хотят, чтобы ребенок был в состоянии отвечать за себя, но в то же время контролируют его и требуют тотального повиновения. Ребенок обязан отвечать за каждый свой проступок — это и понимается под ответственностью.
Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность неповиновения родителям. Ответственность – это по собственной воле принимать решения и нести за них ответственность.
Дети в оценках самих себя ориентируются на оценки взрослых. Когда родители считают : "Если его не заставлять, он ничего никогда сам не сделает", — ребенок установку эту перенимает. И действительно не будет делать ничего без давления. Необходимо изменить установки: вместо "он не в состоянии принимать решения " пусть будет "я доверяю ребенку, он отвечает за свои поступки и может позаботиться о себе". Если вы по-настоящему будете в это верить, поверит и ребенок, а значит, станет действовать иначе.
Полезным будет открытая информация о тратах на него. Ведь потребности взрослого ребенка гораздо больше, чем малыша, и часто родители вынуждены ограничивать себя, а ребенок даже не подозревает об этом, ведь он привык, что все потребности удовлетворяются.
Обговорите, с какого возраста ребенок должен будет обеспечивать себя сам. И заранее договоритесь с ребенком об этом. Время от времени напоминайте ему: "Через год (два-три) тебе нужно найти работу, оплачивать свои расходы. " Будьте тверды и последовательны, выполняйте свое решение, даже если вам кажется, что ребенок еще не готов.
Не удовлетворяйте все потребности ребенка, ведь вы лишаете его стимула становиться самостоятельным. Целесообразно постепенно сокращать расходы. Отнеситесь к этому ответственно. Можно даже составить программу на два – три года.
Учите обращаться с деньгами. Затем оговорите правило финансового отчета обо всех выданных вами деньгах. Именно так ребенок научится контролировать свои расходы и нести ответственность за траты. Но, разумеется, не распространяйте это правило на деньги, которые он заработает сам.
Будьте последовательны и не поддавайтесь на провокации, даже если вам станет очень жалко ребенка. Именно от вас зависит, станет ли выросший ребенок человеком, способным нести ответственность за себя и других.