Татьяна Плотникова
Влияние оценки взрослого на формирование самосознания и самооценки ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Личность черпает критерии для самооценки из существующих в обществе оценочных отношений. С возрастом дети по-разному начинают реагировать на внешнюю оценку. В исследовании Шакурова Р. Х. отмечено, что чем старше ребенок, тем сильнее эмоциональный эффект внешней оценки опосредуется самооценкой, ранее сложившимися чувствами, представлениями и понятиями. Формируются устойчивые чувства, основанные на самооценке : гордость – чувство, направленное на конкретные качества и умения, чувство собственного достоинства и самоуважения – обобщенно-эмоциональные отношения к своей личности. Устойчивые чувства являются мотивом общественно ценного поведения.
Публикация «Влияние оценки взрослого на формирование самосознания и самооценки ребенка» размещена в разделах
Между самооценкой и достоинствами ребенка существуют определенные расхождения. Дети часто себя переоценивают. Одна из причин
данного явления кроется в специфике развития нравственного сознания: представления о нравственных качествах часто ограничены знанием их оценочного значения. Словесно определяя себя как обладателя того или иного качества, ребенок может и не понимать значения тех слов, которые он употребляет для обозначения «присваиваемых» им качеств, а знать лишь оценочный смысл, т. е. только то, что иметь их похвально.
Другая причина неадекватности детской самооценки – недостаточное знание ребенком самого себя, слабое развитие его самосознания. Так, дети 3-4 лет, утверждая, что они «помогают, поэтому хорошие», в лучшем случае отмечают одни-два факта оказания помощи своим близким. Не мене существенную роль здесь так же играет стремление ребенка к положительной оценке и самооценке. Р. Х. Шакуров приводит факты, которые говорят о том, что для возникновения у ребенка чувства гордости относительно того или иного качества ему важно знать, что это качество положительно оценивается окружающими. Тогда он смело объявляет себя его обладателем, не задумываясь о том, есть ли оно у него или нет. Изучение детей показывает, что когда ребенок не может подкрепить положительную самооценкой ссылкой на конкретные умения и способности. Это, прежде всего, происходит из-за недостатка знаний о нравственных качествах. Обычно достаточно ребенку напомнить о каком-нибудь достоинстве, связанном в его сознании с положительной оценкой,- и он охотно присваивает его себе. Данную особенность можно проиллюстрировать на примере групповой беседы, Если один ребенок скажет. Что он не боится волка, другие дети, до этого момента затруднявшиеся в обосновании своей смелости, спешат воспользоваться «подсказкой». «Похвала фиксирует внимание ребенка на своих определенных качествах» (С. 56). Поэтому, слыша похвалу в свой адрес, ребенок по мере осознания своего «Я» постепенно связывает обусловленные положительной оценкой приятные эмоции со своей личностью. Таким образом, зарождение эмоциональных реакций на похвалу создает внутренние условия для развития положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и к своим определенным качествам.
По мере расширения знаний о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения, ребенок получает возможность судить о характере своей деятельности, предвидеть и подготовиться к восприятию возможной оценки своего поведения со стороны присутствующих. Его представления о положительных образцах поведения являются условием формирования чувства гордости за те или иные поступки. И наоборот: уловив в своем поведении действие «не так», ребенок сразу же проектирует на себя отрицательную оценку другого человека и, если она означает утрату «престижа», переживает стыд. Наличие в сознании ребенка связи между отрицательной оценкой и формой поведения имеет серьезное значение для возникновения стыда, В противном случае, по мнению Р. Х. Шакурова, ребенок не воспринимает свое поведение как неправильное и не испытывает стыда даже при наличии сильной отрицательной оценки его поступка в данный момент. Такая оценка оказывается для него неожиданной в силу своей новизны, воспринимается им как несправедливая и обычно вызывает чувство обиды, оскорбления.
Получаемая оценка от других осознается детьми разного возраста по-разному. Так, младшие дошкольники смутно чувствуют несоответствие своего поведения положительному «образцу» и связанную с эти фактом оценку окружающих. В старшем возрасте все это осознается значительно отчетливей.
В исследованиях А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, Р. Х. Шакурова установлено влияние косвенной оценки на эмоциональное отношение к проявлениям определенных качеств другого лица и желание овладеть этими качествами. Эти отношения кладут начало формированию соответствующих отношений ребенка к себе и к своему поведению: он «переносит» на себя те эмоциональные отношения, которые возникали у него ранее к оцениваемым образцам поведения других людей. У младших дошкольников такой перенос осуществляется опосредованным путем. На первом этапе ребенок переносит на себя только положительное отношение, что объясняется потребностью в положительной оценке. Его самооценка при этом часто не подкрепляется делами. На втором этапе начинается «перенос» эмоциональных отношений, направленных на достоинства других, на свои собственные действия. Отношение ребенка к себе как к обладателю «оцененного образца» начинает все чаще подкрепляться его реальными поступками.
Когда потребность ребенка в положительной оценке и самооценке удовлетворяется беспрепятственно, у него нет стимула для изменения существующего положения. Он продолжает оценивать себя положительно, хотя это не существует действительности. Поэтому ребенок, считает Р. Х. Шакуров, «нуждается в поддержке со стороны других людей; не только сам ребенок, но и взрослый должен видеть его неправильные действия и оценивать их отрицательно (или быть готовыми дать им такую оценку)» (С. 153).
В зависимости от возраста необходимо менять формы оценочных отношений. В младшем возрасте эффективной оказывается прямая похвала. В среднем дошкольном возрасте для воздействия на эмоциональную сферу ребенка достаточно бывает одного словесного напоминания о необходимости вести себя определенным образом, а подтверждение правильности выполненного действия может служить эффективным подкреплением. В каждой возрастной группе имеются свои специфические особенности реагирования на оценочные воздействия : младшие дошкольники мало обращают внимания на то, в какой мере оценка со стороны взрослых оправдывается его собственным поведением. Но с возрастом ребенок лучше понимает, какую оценку заслуживают его поступки. Внешняя оценка начинает преломляться самооценкой.
Анализ исследований ученых позволил выделить влияние оценки на формирование самосознания и самооценки ребенка
1. Неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребенка вызывает безболезненное ее восприятие. ( Например: Ты не умеешь рисовать. ", "Ты плохо понимаешь. ")
2. При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности, расширяется объем того, что подвергается этой критике. При этом нередко прямо переходят на личность ребенка ("Ты не только плохо читаешь, ты еще и хвастаешь, что умеешь читать, ты хвастун! А у самого нос грязный. Грязнуля) А между тем у дошкольников и младших школьников - даже при наличии хорошо развитой способности дифференцировать понятия, пока еще нет доступной взрослому способности полностью дифференцировать свою деятельность и себя.
3. Психотравмирующее действие сознательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребенка выражается в укоряющих, порицающих, наказующих интонациях и нередко - в грубой оскорбительной форме, на что ребенок может реагировать эффективным взрывом отчаяния с последующей апатией (упадок сил).
4. Очень значительным психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребенка с кем-то другим, противопоставляемым ему как пример, образец. Кроме низкой самооценки, оно создает основу для последующего развития зависти, эгоцентризма и тревожной настороженности к оценкам вообще, а особенно в свой адрес.