Ольга Наумова
Консультация «Как мы слышим? Развитие фонематического слуха у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения человека окружают миллионы звуков: шум ветра, пение птиц, гул машин, журчание воды, музыка, голоса людей. Наше ухо умеет выделять человеческую речь среди других шумов. Наш мозг умеет разделять ее на отдельные звуки и собирать их в слова и предложения, наполняя смыслом. Но это умение не врожденное. Как же малыш учится понимать человеческую речь?
Наши органы слуха формируются еще до рождения. К концу 6 месяца беременности малыш не только хорошо слышит звуки, но и по-разному на них реагирует. При приятных звуках ребенок ведет себя спокойно, его движения становятся спокойными и размеренными, при неприятных звуках начинает замирать или, наоборот, очень активно двигается. Среди других звуков ребенок выделяет голоса родителей и реагирует на их интонации.
Публикация «Консультация „Как мы слышим? Развитие фонематического слуха у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
После рождения восприятие интонации и тембра совершенствуется. Известно, что новорожденные предпочитают более высокие голоса. Интуитивно взрослые, разговаривая с младенцем, используют более высокий тембр. На третьем-четвертом месяце жизни ребенок не только различает чужую интонацию, но и использует различные оттенки голоса, чтобы передать свои переживания.
На шестом месяце важную роль играет ритм. Он появляется в движениях ребенка, манипуляциях с предметами, и закрепляется в лепете – ритмичном произнесении слогов, с чередованием ударных и безударных звуков.
К концу первого года ребенок понимает многие слова и предложения, выполняет короткие инструкции, но при этом воспринимает их в общем, не выделяя отдельные звуки.
Постепенно на втором году жизни ребенок учится не только понимать смысл слова, но выделять его звуковой состав. С этого момента начинается развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематический слух – осуществляет контроль за слышимой и произносимой речью. Без его развития не возможно правильное произношение, а в дальнейшем и грамотное письмо.
Когда начинать развитие фонематического слуха?
Прежде всего, необходимо помнить, что фонематический слух развивается на базе физиологического слуха. Если о развитии ребенка до рождения существует множество противоположных мнений, то с момента рождения действует принцип – чем раньше, тем лучше.
До 1 года важным и основным фактором развития ребенка является эмоциональное общение со взрослым.
• Разговаривая с малышом, давайте ему различные утрированные образцы интонаций.
• Ребенок должен не только слышать вас, но и видеть вашу мимику и артикуляцию.
• Предлагайте разнообразные звуки, комментируйте их с использованием звукоподражания. Например: «Что это? Динь-динь. Колокольчик! Динь-динь – звенит колокольчик.»
• Занимаясь с малышом, постарайтесь уменьшить фоновый шум, выключите телевизор.
От 1 года до 3 лет
В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха : малыш подражает разговору взрослых, копирует их интонацию. Почти у каждого ребенка в этом возрасте появляются свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, может пропеть.
• Учите ребенка слушать окружающие его шумы, объясняйте: «Это проехала большая машина. А это шуршат листья под ногами, дождик капает: кап-кап».
• Поиграйте в игру «Что звучало?» Для начала достаточно двух источников звука: например, барабана и дудочки. Сначала покажите барабан, продемонстрируйте, как он звучит. Покажите дудочку и извлеките из нее звуки. По очереди давайте инструменты ребенку в руки, пусть он попытается на них поиграть. Когда кроха освоится с инструментами, попросите его отвернуться. Побарабаньте. Повернувшись, ребенок должен показать, какой именно инструмент звучал. Усложните задание. Когда ребенок отвернется, поиграйте на обоих инструментах. Предложите ребенку назвать или показать, какой инструмент звучал сначала, какой – потом. Постепенно количество инструментов можно увеличить до 3-4. Играть можно не только на музыкальных инструментах, можно погреметь ключами и постучать кулаком по столу. Главное, чтобы звуки были достаточно непохожими, когда малыш только учится различать их на слух.
• Предложите пропеть отдельные звуки, игра «Повтори за мной». Малыш по-прежнему должен видеть вас, когда вы говорите.
От 3 до 5 лет.
На четвертом году жизни фонематический слух достаточно хорошо сформирован. В этом возрасте в речи ребенка появляются развернутые фразы, он должен различать на слух шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Даже если малыш еще не может четко их произнести, на картинке он всегда покажет, где - мишка, а где - мышка, где - дочка, а где – точка. Если он путается, это веский повод обратиться за консультацией к логопеду. Ведь в норме к четырем годам кроха должен различать все звуки на слух. В этом возрасте начинает развиваться фонематическое восприятие - умственные действия по выделению и различению фонем и определению звукового состава слова.
• «Третий лишний». Произнесите несколько одинаковых слогов и один от них отличающийся, например, «ба-ба-ба-па», и поинтересуйтесь, какой из них лишний. Сначала «лишний» слог ставьте в начало или конец цепочки, через несколько дней, усложните задание, поставив «лишний» слог в середину цепочки: «Ба-па-ба-ба». Так же рекомендуется играть не только с глухими-звонкими, но и с твердыми-мягким согласными.
• «Поймай звук» Попросите ребенка выделить определенный звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о, у, и, э», ребенок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т. д. Попозже то же самое проделайте с согласными.
• «Правильно-неправильно». Покажите малышу игрушку, назовите ее. Затем предложите карапузу хлопнуть в ладоши, когда вы произнесете это слово неправильно. Например, вы показываете крохе куклу и произносите: «Кукла». Затем говорите: «Кукла, гукла». Услышав «гукла», ребенок должен хлопнуть в ладоши.
От 5 до 7 лет.
В 5 лет можно начинать формировать у ребенка навыки элементарного звукового анализа:
• Попросите выделить определенный звук среди слогов: «Подними руку, когда услышишь слог со звуком «к».
• Попросите выделить звук среди слов: «Топни ногой, когда услышишь слово со звуком «ш». Позже предложите определить где стоит звук в начале, в конце, в середине слова.
• Попросите ребенка придумать слово с определенным звуком. Затем слово, где названный взрослым звук находится сначала в начале или в конце, а потом и в середине слова.
• Просите малыша определить, на какой звук слово заканчивается, начинается, какой звук находится в середине слова.
• «Шутки-минутки» Вы читаете строчки из стихов, заменяя буквы в словах, ребенок должен найти ошибку и исправить ее. Например, «Хвост с узорами, сапоги со шторами».
• «Тихо-громко говори». Произнесение слов и фраз с разной скоростью и громкость. Например, «По дороге едет машина» сначала произносите медленно, потом постепенно ускоряйте темп и прибавляйте силу голоса.
• Назови одинаковый звук в разных словах. Произнесите 3-4 слова с определенным звуком и попросите ребенка этот звук назвать. Например, «заяц, зима, резина, дрезина, гроза, егоза».
Хорошо развитый фонематический слух помогает понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком малыш сможет контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.