Марина Васильевна Беломестнова
Как мы оцениваем детей?
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы оцениваем детей?
Беломестнова М. В.
ДОУ ДО “Центр развития ребёнка Д /С №345 “
Роль выбора формы оценивания детей дошкольного возраста в повышении мотивации к обучению в дошкольном возрасте
Очень часто приходиться наблюдать как педагоги, родители, бабушки оценивают деятельность детей дошкольного возраста.
“Старайся! Ты не стараешься! Не внимательный!”., был взрыв недоумения и у родителей и у ребёнка. Так как этой фразой учитель дал понять, что он характеризует ребёнка как нестарательного, причё м сразу же нарушается главный принцип гуманного общения с детьми: должен оценивается поступок или результат действия, а не сам ребёнок. Нам с вами (я-учитель-логопед дошкольного учреждения, как педагогам, занимающимися с детьми дошкольного возраста, известно, что шестилетний ребёнок, тем более пришедший в школу, не может не стараться в принципе. Он может не уметь что-то, он может бояться уроков, что понятно, ему трудно, страшно, он может уходить от деятельности боясь, что его будут ругать и у него не получиться (а его жизненный опыт говорит именно о том, что у него не получиться и его обязательно будут ругать родители. и т. д.). Я по роду своей деятельности вижу как родители, стараясь заставить делать дом. задания (благие намерения, отбивают всякое желание что-то делать. И если нам с Вами, представить, что нас мотивируют на какую либо деятельность, этими же методами, много ли мы с вами сделали бы, не знаю, просьба не забывать, что внутренней мотивации у детей 6-7 лет для учёбы, как правило ещё нет, в отличии от нам с вами. Я понимаю, что многие родители, прочитав такие оценивание, как “Старайся” и “Уже лучше” будут полностью с учителем согласны и лишний раз, чтобы доказать свою правоту, что это ребёнок виноват, что плохо учиться, а их вины здесь не когда и не было, напомнят ему об этом и в конце концов оставят его наедине, с его проблемами, порой связанными с физиологией, род. травмами, недолечеными болезнями, условиями воспитания и т. д.
Публикация «Как мы оцениваем детей?» размещена в разделах
Таким образом, учитель, которому доверили подготовку детей к школе, в первую очередь, должен вызвать у детей ощущение, что его здесь любят и что в школе он сможет быть успешным. Мы должны озвучивать то, что мы хотим привить детям, т. е. “Ты очень старался!” и т. д.
“ Сильный нажим” или “Внимание на образец” то, что помогает понять, как сделать лучше., т. е. направлено на улучшение результата деятельности. Мы должны спрашивать, только когда научили или развили способность. Учитель в классе учил, видел, как ребёнок работает и знает, что не так. А старался ребёнок или нет, выполняя дом. задание по результату, у 6ти летнего ребёнка, на втором занятии сказать нельзя, так как начальный уровень разный, кто-то сделает лучше не стараясь, а у кого-то получиться коряво, но старался он гораздо больше. Это видно, только когда видишь процесс и изначальный уровень готовности к обучению и дальнейшему развитию (закон Выготского о ближайшем развитии). И оценить старался или не старался дома, не возможно. А отбить охоту стараться дальше – очень легко.
Я, конечно, понимаю, что оценочный стиль широко бытующего, оценочного отношения к детям кроется в твёрдой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь – он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Скажешь, что тон не старался, и он будет лучше стараться, но как показывает опыт и не только педагогический, но и жизненный – это не так. Особенно на переходном этапе от одной ведущей деятельности к другой.
ВОСПИТАНИЕ _ ЭТО НЕ ДРЕССУРА,ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ВЕРА В ТО НЕВИДИМОЕ, что мы хотим воспитать в ребёнка, озвучивание этих целей заранее, внушение ребёнку, какой он будет. Чтобы сам ребёнок верил в то, что его любят всегда, даже когда мы его ругаем, он должен сначала в это поверить.
Если учитель хочет, чтобы ребёнок (и взрослый) правильно реагировал и понимал конкретные утверждения и ситуации, надо правильно соблюдать паттерны языка, особенно когда работаешь с детьми, которые каждую фразу сказанную взрослым, наделяют абсолютной искренностью
Фраза “У тебя будет ещё лучше получаться, если ты постараешься. ”
Звучит длиннее и писать её дольше, но это единственно правильная конструкция для мотивации ребёнка на дальнейшую конструктивную деятельность. (цель на желаемый результат + то, что надо сделать для достижения цели). Уcреднённая формула “Ты сможешь сделать всё, что захочешь, если готов хорошенько потрудиться для этого. ” Эта фраза способна внушить человеку уверенность в себе и в своих силах, так как на первый план вышла предпосылка для сильнейшей мотивации, а на второй ресурсы, но они связаны друг с другом. Если изменить порядок слов:” Если ты готов хорошенько потрудиться, ты сможешь делать всё, что захочешь. ” Это фраза теперь звучит как попытка уговорить не лениться, чем позитивное утверждение. Эта незначительная разница может оказать существенное влияние на то, как будет воспринято и понято сообщение. Я не сомневаюсь в том, что у учителя цели всегда благие и направлены именно на достижение конечного результата, иначе он не смог бы посвящать себя этому великому труду, но достигаем мы порой этих целей не всегда верными приёмами. Это я, в первую очередь, о себе. И для меня всегда очень ценно получить возможность понять это и изменить.
Ребёнок чему-то учиться. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовём четыре из них.
Первый, самый очевидный – это знание, которое он получит или умение, которое он усвоит.
Второй результат менее очевиден – это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат – эмоциональный след от занятия – удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Четвёртый результат – след на ваших взимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом, либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).
Нас всех подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (научился). Ни в коем случае нельзя забывать об остальных трёх. ОНИ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ.