Екатерина Новикова
Как ИКТ могут помочь в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Как ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Обмен опытом, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
Публикация «Как ИКТ могут помочь в работе логопеда» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и для проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:
1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
2. Как сопровождение объяснений педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
3. Как информационно-обучающее пособие
4. Для контроля усвоения материала детьми
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:
1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи позволяет:
- повысить эффективность коррекционного обучения,
- ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте,
-предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций:
- предотвращает утомление детей,
-поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность,
- повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:
- игровая;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подход к обучению - содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
- объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.
Мультимедийные презентации позволяют:
- привнести эффект наглядности в занятие,
-повысить мотивационную активность,
-способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.
В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества:
- информационная емкость,
-компактность,
-доступность,
-наглядность,
- эмоциональная привлекательность,
- многофункциональность.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
Презентационные материалы применяются для:
- развития речевого дыхания;
- гимнастики для глаз;
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
- развития фонематического восприятия,
- развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- усвоения лексических тем;
- развития навыков словообразования и словоизменения;
- развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Правила работы за ПК, гигиенические требования, условия для здоровьесбережения.
• Помните, что длительная работа за компьютером вредна для маленьких детей. Поэтому детям дошкольного возраста допустимо проводить у компьютера не более 15 минут, а на индивидуальных занятиях-5-7 минут.
• Следите, чтобы ребёнок при работе за компьютером сидел правильно, это поможет не допустить лишней перегрузки: стул должен быть со спинкой;
• Клавиатура и мышь должны располагаться так, чтобы предплечья рук лежали на столе;
• Глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
• Расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть 60-70 см;
• Источники освещения в кабинете не должны вызывать блики на экране;
• Целесообразно после занятий на компьютере проводить динамическую паузу, гимнастику для глаз.
Гигиенические требования
Дети 6 лет 1-2 групп здоровья – 15 минут в день
Дети 6 лет 3 группы здоровья – 10 минут в день
Дети 5 лет 1-2 групп здоровья – 10 минут в день
Дети 5 лет 3 группы здоровья - 7 минут в день
Дети 6 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день
Дети 5 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения –
7 минут в день
Условия для здоровья сбережения:
• использование новых моделей компьютера
• включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений
• проведение гимнастики для глаз - переводить взгляд с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд
• применение компьютера на одном занятии в течение 5-10 минут и не более двух раз в неделю;
• изменение видов деятельности во время занятия
• использование мультимедийного проектора (расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, 2 - 2,5 метра)