Зульфия Гаитова
Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, как средство оптимизации педагогического процесса
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-логопедам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.
Публикация «Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога как средство оптимизации педагогического процесса» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В своей профессиональной деятельности мы используем и владеем следующими видами образовательных технологий: дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями, технология проектов.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, мы учителя-логопеды стараемся активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Каждый день находимся в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационно-коммуникативных технологий.
Цель использования информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками :
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• компьютер являются стимулом познавательной активности детей;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• эффективность отрабатывать навыки развития творческих способностей;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки;
• формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).
Применение ИКТ технологий в работе учителя-логопеда невозможно не соблюдая требования САНПИНа и Здоровьесберегающие технологии.
Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять.
здоровьесберегающее обучение включает:
продолжительность работы с компьютером – не более 5-10 минут;
периодичность – 2 раза в неделю;
Использование новых моделей компьютера
включать игру лучше к концу занятия;
обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз;
дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах;
противопоказания – эпилепсия.
- проведение тематических физминуток на каждом занятии,
-динамических пауз,
- кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия,
- пальчиковой гимнастики.
- проведение дыхательной гимнастики.
Выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.
• Известно, что у дошкольников с нарушением речи вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия элементы психогимнастика по методике М. Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т. д.).
При создании презентаций необходимо помнить
• размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100;
• Количество слайдов 15 – 25;
• должен быть контраст фона с текстом;
• при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.
Применяя в нашей коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.
Нами, учителями-логопедами, создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы :
• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
• Формирование произношения.
• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие связной речи.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
ИКТ-технологии применяем в диагностике речи детей.
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих компьютерных игр. Апробировано более 30-ти детских компьютерных программ, среди них – «Алик. Скоро в школу»; «Веселая азбука Кирилла и Мефодия»; «Волшебный букварь»; «Вини - Пух учится читать» и др.
В своей работе мы используем следующие компьютерные логопедические программы:
1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
2. «Гарфилд малышам. Развиваем речь» Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках.
3. Методика опережающего обучения помогает включить в коррекционную работу учебно- образовательный комплекс игр "Баба-Яга учится читать". Волшебный лес с десятком игр, веселые стихи, песенки многократно умножают интерес детей к звучащему слову, вызывает желание быстрее познакомиться со всеми буквами и научиться читать. Данный комплекс :
- развивает слуховое внимание, чувство рифмы;
- совершенствует фонематический слух;
- развивает навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- учит запоминать правильное графическое написание каждой буквы;
- вносит разнообразные приемы работы по профилактике дисграфии и дислексии.
4. Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»
5 «Незнайкина грамота». Здесь 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.
6. Тренажер «Дельфа -142». 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.
7. «Баба-Яга. Пойди туда не знаю куда». Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия.
8. «Волшебный букварь». Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т. д.
9. Программно-методический комплекс “Развитие речи”. В разделе “Развитие связной речи” представлен играми – заданиями следующих типов:
- “ Слово – действие”, “ Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями;
- “Составляем описание”;
- “Послушай рассказ”.
Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша «Отключить/Включить» голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.
Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»
10. Мультимедийный диск «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». Диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:
Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Этот диск мы предлагаем родителям позаниматься дома с детьми.
В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:
- правильная артикуляция звуков;
- подготовительные упражнения;
- постановка звуков;
- автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи;
- весёлые скороговорки;
- поучительные пословицы и поговорки.
Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.
11. Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"
12. Компьютерный комплекс "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" .
Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей.
"Речевой калейдоскоп" может быть использован : на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.
А так же в своей работе широко применяем презентационные материалы:
-развития речевого дыхания;
-гимнастики для глаз;
-автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
-дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
-развития фонематического восприятия,
-развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
-усвоения лексических тем;
-развития навыков словообразования и словоизменения;
-развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Используем аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.