Валентина Дмитриева
Обучение письму в первом классе. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее важных уроков в первом классе является урок письма. Научить ребенка читать, считать до школы могут родители, но письму должен учить только педагог.
Вот и я в своей практике уже с первых занятий показываю детям, как нужно сидеть за партой, как положить тетрадь, каким образом держать ручку.
Учу детей работать по образцу, по определенному правилу или алгоритму. Я показываю на доске или в тетради как пишется буква или ее элемент, из какой точки и в каком направлении ведется линия, а ребята повторяют мои действия сначала в воздухе, а потом в тетради.
Моим детям приходится много работать по зрительным образцам: списывать с доски, копировать палочки, элементы букв, буквы.
Наиболее успешными оказываются те дети, у которых хорошо сформирована зрительно-моторная координация, а значит, движение руки осуществляется под чутким руководством глаз. Я много даю детям упражнений на зрительно-моторную координацию: это графические диктанты по клеточкам, копирование домика и заборчика, хождение по лабиринту, письмо по точкам и тд.
Иногда я замечаю, что дети с недостаточным развитием координации в системе «глаз-рука» испытывают трудности при воспроизведении рисунка, делают ошибки. Анализирую, как им помочь еще до того, как они поступят в школу.
Иногда дети не слышат, что буквы или элементы букв надо писать сверху вниз или слева направо, они не ориентируются на образец, нарушают структуру буквы.
В данном случае ребенку помогут задания, где необходимо обводить пальчиком буквы-образцы в увеличенном виде. Также образцы у меня имеются для фронтальной и индивидуальной работы. Я прошу ребенка проговаривать вслух алгоритм письма буквы, повторяем траекторию написания буквы в воздухе и на доске мокрым пальчиком.
После нескольких тренировок, ребенок уже исправляет написанное. Он несколько раз обводит или зачеркивает элементы. Желание исправить – начало формирования самоконтроля.
Наблюдая за процессом письма, я заметила, что если ребенок неправильно держит ручку, а мышцы руки еще слабые, и рука не смещается, а глаза видят ошибку и это стимулирует ребенка к внесению поправок.
Иногда проблемы при письме букв бывают из-за ручки (орудия письма). Она пишет неярко, прерывисто. Все эти проблемы можно решить, если поменять ручку на мягко пишущую. Объясняю детям, что надо стараться сразу писать красиво и правильно, без исправлений, а если первая буква не получилась, то следующая обязательно получится.
Иногда небольшой тремор и штрихованные линии говорят о тревожности. Такого ребенка я стараюсь поддерживать, подбадривать, хвалить за удачу.
Я стараюсь детей не перегружать письменными заданиями, делаю перерыв для отдыха в середине строчки.
Кому же из дошкольников будет трудно на уроках письма и в чем это проявится? Можно ли сейчас помочь детям избежать серьёзных трудностей при обучении письму? Да, конечно, если эта работа будет проводиться систематически с дошкольного возраста 5-6 лет.
Я рекомендую проводить систематически:
1. Упражнения на развитие мелкой моторики рук, мускульной памяти, тактильных ощущений.
2. Упражнения в пространственно-временной ориентировке на листе бумаги.
3. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации на запоминание и дифференцировку зрительного образа печатных букв.
Первая группа упражнений:
Пальчиковые игры;
Лепка, вырезание;
Рисование по заданному контуру;
Обводка шаблонов, трафаретов, лекал;
Штриховка и раскрашивание картинок;
Обводка по контуру печатных букв и их штриховка.
Для развития тактильных ощущений использую задания:
Игра «Волшебный мешочек» (дети ощупывают лежащие в мешочке пластмассовые буквы или фигуры и называют их);
Игра «Узнай букву» (дети рисуют букву пальчиком на спине друг у друга, на руке или в воздухе);
Письмо букв мокрым пальчиком на доске, обведение указательным пальчиком «пушистых» букв из бархатной бумаги;
Игра «Живые буквы» (показ букв движениями рук, ног одного ребенка или группы ребят).
Вторая группа упражнений:
Данные упражнения учат ребенка правильно располагать фигуры или буквы в пространстве, не путать понятия «правый», «левый», «вверху», «внизу».
Игра-задание «Дорисуй правую половинку букв»;
Игра-задание «Дорисуй верхнюю половинку букв».
Для предупреждения зеркального письма отрабатываю умение передвигать руку слева направо по линии письма. Применяю задания:
«Пусти стрелу»;
«Нарисуй дорожку»;
«Волны для кораблика»;
«Горочки для санок».
Очень полезны графические диктанты. Графический диктант — это узор, который выполняется на клеточном поле. Вначале дети отыскивают точку, из которой нужно начинать рисовать узор. Точка — это «дом жука». Потом жук начинает путешествие под управлением взрослого, который диктует. В тетрадях получаются различные узоры.
Третья группа упражнений:
Нахождение букв в геометрических фигурах или рисунках;
Копирование фигур;
Копирование букв.
Из выше сказанного следует, что такие задания помогут малышам подготовиться к школьным урокам письма. Безусловно, вы можете придумывать и новые игры, но самое главное — найти проблему и пути ее решения.