Крайнева Эмма
Консультация «Развитие воображения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Существует очень мудрая фраза: "Без воображения нет соображения". Многие учёные высказывали своё мнение, что воображение, порой, важнее энциклопедических знаний.
Есть категория людей, которая склонна думать, что воображение- бессмысленное занятие. Такие люди просто не понимают, что воображение-важная функция мышления. Развитое воображение способствует гибкости ума. Будучи взрослым, человек с отличным воображением способен придумывать новое, выдавать свежие идеи.
Публикация «Консультация „Развитие воображения у дошкольников“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воображение,- пишет ведущий отечественный психолог с мировым именем В. С. Мухина, - называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.
Воображение- великий дар природы. Оно дается человеку с раннего детства. Воображение разделяется на три основных типа: воссоздающее, неуправляемое, творческое. Воссоздающее работает по алгоритму. Так происходит, когда мы читаем книгу.
Наше воображение представляет те образы, которые описываются в книге. Неуправляемое воображение ярко выражено у детей. Некоторые дети очень любят сочинять небылицы, которые не связаны логикой, последовательностью,не могут быть реализованы в реальном мире. Творческое воображение создаёт образы самостоятельно,без какого-либо алгоритма. Творческое воображение нужно развивать у детей с раннего возраста.
Для развития творческого воображения необходимо создать условия. Дж. Смит,психолог из США, выделяет четыре группы условий. Условие физическое: наличие материалов для творчества. Условия социально-эмоциональные: уверенность ребёнка в поддержке со стороны взрослого. Условия психологические: раскованность и свобода в творческих начинаниях. Условия интеллектуальные:решение творческих задач. Воображение дошкольника развивается постепенно.
Перед ребёнком родителям и педагогам необходимо открыть разнообразные пути,помогающие развить воображение. Воображение детей младшего дошкольного возраста связано с обыгрыванием предметов. Поэтому в этом возрасте в игре следует формировать основы умений поиска оригинальных представлений и решений. Любому ребёнку нелегко думать и действовать по правилам. взрослому необходимо вдохновлять ребёнка мыслить необычно,оригинально. недопустимо критиковать ребёнка
за " выдумки".Начиная с самого младшего возраста, игра - основной способ накапливать опыт,адаптироваться в обществе. Играя, ребёнок создаёт свой собственный мир,в игре рождаются новые образы и идеи. Для дошкольника среднего и старшего возраста ведущей деятельностью является сюжетно - ролевая игра. Она развивает
творчество и фантазию. Очень полезны для развития воображения игры- драматизации. Чтобы развить творческое воображение дошкольника,надо погрузить ребёнка в познание окружающего мира,сделать его жизнь насыщенной впечатлениями,знаниями.
Эрудированный ребёнок -гарантия того, что в нём проснётся творческое воображение.
Чем больше ребёнок впитывает в себя окружающую действительность,тем богаче его жизненный опыт,тем активнее и ярче воображение. Эмоции и чувства- сильный двигатель воображения.
Необходимо знать приёмы и способы развития творческого воображения. Нужно научить ребёнка мечтать. Чтобы у любого ребёнка возникло желание,его нужно мотивировать. Увлечь и дать понять, что воображать-весело и полезно. Неплохо,если взрослый сам покажет пример. Сочините историю про весёлого сказочного героя и ребёнка. Наверняка ребёнку доставит удовольствие быть действующим лицом. Дети любят подражать взрослым, и в какой-то момент маленький человечек захочет последовать примеру взрослого и окунуться в мир прекрасных историй. Если ребенок начнёт получать удовольствие от сочинения, он скорее начнёт творчески мыслить. На прогулке можно предложить ребёнку понаблюдать за облаками. Куда плывут, о чём мечтают? Можно предложить придумать историю со словами "кот","шкаф" и "солнце","ботинки". Это сочетание двух очень далёких по смыслу слов называется "бином фантазии".Об этом говорил Дж. Родари в замечательной книге "Грамматика фантазии".
Все творческие проявления ребёнка необходимо поощрять. Очень осторожно прививать ребёнку критичность к продукту своей деятельности. неплохо завести папку, где будут храниться творческие работы ребёнка. Это стимул доводить начатое дело до конца и не погасить интерес к творчеству.
В 21 веке детские психологи обеспокоены тем, что дети не имеют такого воображения,как дошкольники предыдущих поколений. Во всём, конечно, обвиняют мобильные устройства.
При просмотре мультфильмов или сказки воображение почти не задействовано,мозг становится менее гибким, фантазия не активизируется. Слушая или читая сказку, дошкольник включает внутреннее зрение-воображение.
Взрослый - поводырь в жизни ребёнка. Умело выстроенное воспитание и обучение послужит успешному развитию воображения дошкольника.