Елена Маркина
Консультация для родителей «Развитие фантазии и воображения у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фантазии и воображения у ребенка.
Воображение и фантазия - этовиды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие фантазии и воображения у ребенка“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
виды воображения :
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Отличие фантазирования и воображения от серьезного решения задач.
При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Фантазия и глупость.
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения :
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития фантазии и воображения
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике :
• в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
• в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);
• в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов и др.).
Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Приемы развития фантазии и воображения
1. Увеличение — уменьшение.
2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
3. Оживший рисунок.
4. Исключение некоторых качеств человека.
5. Превращение человека в любой объект.
6. Антропоморфизм.
7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.
8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.
9. Оживление умерших людей, животных, растений.
10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок.
11. Оживление героев художественных картин и скульптур.
12. Изменение привычных отношений между героями сказок.
13. Метафора.
14. Дайте новое название картине.
15. Фантастическое объединение.
16. Фантастическое дробление.
17. «Как мне повезло».
18. Прием ускорение — замедление.
19. Машина времени.
20. Хроноклазм.
21. Метод Л. Н. Толстого.
22. Свободное фантазирование.
23. Придумайте фантастическое сооружение.
24. Придумайте новый вид транспорта.
25. Придумайте новый праздник или конкурс.
26. Придумайте драматический сюжет.
27. Придумайте новую фантастическую игру.
28. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.
29. Вы стали обладать даром телепатии.
30. Метод Нади Рушевой.
31. Метод «РВС».
32. Метод переноса свойств.
34. Красивые древние фантазии с превращениями.
-