Ирина Французова
К вопросу о развитии логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
К вопросу о развитии логического мышления
Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей (как и музыкальные, изобразительные и др.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умения применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.
Публикация «К вопросу о развитии логического мышления» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Для развития логического мышления важно избирательное восприятие специфических характеристик внешнего мира: формы, размера, пространственного расположения и количественных характеристик объектов. Очевидно, что из этих характеристик быстрее и легче всего воспринимаются сенсорикой форма, размер и пространственное расположение. А для адекватного выделения и восприятия ребенком количественных характеристик требуется специальное обучение.
Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале.
Сериация— построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический промер сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ — выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: кислый. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, в затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».
Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ я синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).
Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Сначала это деятельность чисто синтетическая с образцом процесса выполнения по типу «делай, как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс
конструирования, затем — повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта. (Задания вида «Сделай такой же»)-Четвертый этап заданий такого рода— это уже творческое задание: построй высокий дом, построй гараж для этой машины, сложи петуха (задания даются без образца, ребёнок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров — гараж именно для этой машины).
Сравнение — логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может в не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Следует учитывать, что при классификации каждый объект должен входить в одно и только в одно подмножество.
Таким образом, формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связи с изменениями в содержании и методике обучения математике в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в детском саду обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить ребенка сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Литература
1. Белошистая А. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. ,2003.- С. 279.
2. Истомина Н. Б. методика обучения математике в начальных классах. - М., 2000.- С. 166.
3. Путляева Л. О развитии мышления// Дошкольное воспитание. - 2006.- № 5.- С. 35-38.
4. Соловьёва Е. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений//Ребёнок в детском саду. – 2002. - №2. – С. 32.
5. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь/Под общей ред. В. Б. Шапаря. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 295.