Татьяна Коростелева
Развитие логического мышления в игровой деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника-педагога и достаточного количества заготовленных впрок поленьев – задач.
В. Шаталов
Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития личности ребенка, которому следует уделять серьёзное внимание, это очень важный и необходимый процесс для всех! Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Что же необходимо понимать под логическим мышлением и что такое логика?
Публикация «Развитие логического мышления в игровой деятельности дошкольника» размещена в разделах
Логика – это наука о законах мышления и его формах. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди них является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Все дети одарены. У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой от рождения: их заложили папа и мама. И из любого ребенка можно вырастить талант, если не упустить время, во время его «удобрить». Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни. Именно в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления.
Под логическим мышлением понимают способность и умение ребёнка оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений, это безукоризненное построение причинно – следственных связей, т. е. умение самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа педагогов, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится на дошкольный период.
Для того чтобы мышление сформировалось оно должно пройти несколько этапов, которые тесно взаимосвязаны с возрастом:
1. предметно-действенное мышление; только этот вид мышления и существует у детей досадовского возраста, они все ощупывают, тянут в рот, разбирают и ломают — это и есть характеристики самого простого вида мышления; и во взрослой жизни, когда человек сталкивается с чем-то новым, то он обязательно сделает все чтобы осмотреть, ощупать, повертеть этот предмет и исследовать все возможности его применения;
2. наглядно-образное мышление; это вторая стадия развития мышления у детей 5-6 лет или дошкольников, на этом этапе у ребенка формируются образы и представления от зрительных и тактильных, до слуховых и вкусовых;
3. абстрактно-логическое мышление; оно развивается, когда человек начинает оперировать понятиями, которые не имеют материального выражения, это отвлеченные понятия, цифры и символы.
Высшая степень развития логического мышления — это умение подходить к решению задач, не используя шаблонов, а применяя творческий подход, изобретая и выдумывая что-то свое. Поэтому регулярное решение задач на логику позволяет развить интеллект и воображение.
Т. к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то развитие логического мышления наиболее эффективно происходит именно через игровую деятельность. При этом работу необходимо строить с учетом следующих условий:
• учет индивидуально-возрастных характеристик каждого ребенка;
• активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;
• организация игр с использованием поисковых, проблемных, занимательных вопросов;
• поощрение неожиданных ответов ребенка, самостоятельных размышлений, суждений, умозаключений, принятия решений.
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, обобщение, классификация, синтез, анализ, умозаключение.
Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Для того чтобы научить ребенка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями.
1. Умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом. (Пример)
Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами.
2. Умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. (Пример)
Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умение определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия.
3. Умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.
После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. (Пример)
Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Для того чтобы научить обобщать, надо сформировать следующие умения.
1. Умение относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное. (Пример)
2. Умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу слов. (Пример)
3. Умение распределять объекты по классам. (Пример)
Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения.
Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. (Пример)
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения. (Пример)
Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. (Пример)
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. (Пример)
Все эти логические приемы применяются в каждом виде деятельности (примеры по областям, но наиболее эффективно – в игровой. Все логические игры можно условно разделить на:
Речевые игры.
В таких заданиях нужно только говорить, никаких вспомогательных материалов. Такие игры направлены на то, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов. Примером могут служить загадки, загадки-шутки, игры «Скажи наоборот», «Небывальщина», «Логические концовки», «Если, то…», «Ассоциации» и т. д. (Примеры)
Графические игры.
Примеров таких игр очень много от поиска выхода из лабиринта и нахождения отличий у двух рисунков, до раскрашивания и дорисовывания по образцу, «Почини ракету», «Какой фигуры не хватает?», «Футбол», «Рассеянный художник», «Восстанови картину», графические диктанты. (Показ)
Настольные игры.
Всевозможные варианты игр, в которых нужно непросто перемещаться по клеточкам, но и отвечать на сопутствующие вопросы. Составление пазлов, разрезных картинок и т. п. (Показ)
Головоломки.
Название говорит за себя. Все задания, где нужно подумать и поломать голову относятся к этой категории. (Ребусы, шарады, кроссворды, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Рассыпанные буквы» и пр.) (Показ)
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, сообразительности, смекалки, пространственных представлений. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.