Татьяна Машина
Ярмарка речевых игр «Развивающий логопланшет»
▼ Скачать + Заказать документы
Ярмарка речевых игр
Дидактические игры для автоматизации звука Р
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Публикация «Ярмарка речевых игр „Развивающий логопланшет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Поиск новых игр и методических приемов в условиях нашего детского сада был направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. В современной логопедии накоплен большой практический материал, включающий описание игр, пособий, упражнений (В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Г. Г. Мисаренко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические занятия нередко становятся скучными и непривлекательными. Ребенок ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. У детей надо сформировать интерес к занятиям, повысить познавательную активность и работоспособность, включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный,
Представляю свою разработку как обучающее средство - Развивающий Логопланшет.
Идея создания Логопланшета появилась благодаря тому, что к настоящему времени мной накоплен богатый материал игр и игровых приемов для автоматизации звука Р.
Цель: эффективно провести этапы автоматизации звука Р в разных позициях
Задачи:
1. Автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать психические процессы.
3. Воспитывать умение объективно оценивать собственные достижения.
Игра может быть использована специалистами дошкольных учреждений в работе с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития).
Достоинством этой разработки является то, что:
• Полифункционален: помогает автоматизировать произношение звука Р в разных позициях, способствует развитию фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики, что помогает преодолеть недоразвитие в целом;
• Пригоден к использованию одновременно группой детей и в индивидуальной работе;
• Вариативен: есть несколько вариантов использования заданий, что позволяет осуществлять творческий подход к работе;
• Обеспечивает игровую, познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.
Логопланшет оснащен различными действующими моделями, которые поддерживают интерес к процессу обучения. Это игровое поле, световые сигналы (красный, зеленый, которые подключаются к электросети (220 В, счеты - бочонки, передвижные слоговые дорожки, звуковые лесенки, ламинированные стирайки, вкладыши, кармашки, картинки, различные символы и детали, которые ребенок может доставать и передвигать сам, складывать и раскладывать по своему усмотрению.
Игры и игровые упражнения для автоматизации звука Р.
1. «Звуковые дорожки» (боковой карман логопланшета).
Звук Р можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно четко при многократном повторении.
"Спой песенку тигрят (щенят)", "Прокатись на тракторе", "Проплыви, пролети", "Придумай имена мальчику и девочке со звуком Р".
2. «Артикуляционная зарядка» (боковой карман логопланшета).
Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
"Зарядка для Буратино", "Чебурашка, повторяй, рот шире открывай!", "По дорожке пройди - слог прочти".
3. «Собери и назови» (разрезные картинки)
На игровом поле логопланшета из разрезных картинок ребенок собирает букву Р. Затем произносит звук Р и другие картинки, обращая внимание на световые сигналы. Если звук произнесен правильно, то загорается зеленая лампочка, а если нет, то красная. Ребенку предоставляется вторая попытка.
4. «Назови, что спряталось под камешками».
Логопед выкладывает на игровом поле логопланшета карточку с картинками, в зависимости от того, где у данного ребенка закрепляем звук Р (в начале слова, в середине, в конце, затем закрывает картинки камешками Марблс. Ребенок открывает картинку и произносит слово со звуком Р. Если слово произнесено правильно, то ребенок забирает камешек себе. При правильном произношении слов со звуком Р на игровом поле загорается зеленый световой сигнал. В конце игры ребенок подсчитывает сколько он набрал камешков за правильный ответ.
5. «Помоги Роме разложить яблоки».
Ребенку предлагают помочь Роме разложить яблоки. Если на яблочке картинка со звуком Р, то ее нужно положить в корзинку, а если звук Р отсутствует в слове, то в бочку. Если ребенок допускает ошибку, то на игровом поле загорается красный сигнал. После чего ребенку предлагают исправить ее. Во время выполнения задания ребенок должен оречевлять свои действия : "Я положил (а) яблочко в корзину, потому что. " и т. д.
6. «Скажем по-другому вот звук Р в слово и придет» (синонимы)
На игровом поле логопланшета логопед выкладывает 3 карточки. Затем показывает карточки со словами (если дети не умеют читать, то читает сам). Дети находят слова с похожим значением ( синонимы: малыш - ребенок, смелый - храбрый, думать - размышлять.. , объясняют свой выбор, а главное правильно произносят звук Р в словах. Затем карточки меняются. Подсчитывать количество правильных ответов ребенок может на счетах-бочонках.
7. «Подходит - не подходит» (антонимы)
Предложить ребенку подобрать к каждой картинке пару с противоположным понятием (финиш - старт, ложь - правда,. , правильно произнести звук Р в слове и объяснить свой выбор. При правильном произношении слов со звуком Р на игровом поле загорается зеленый световой сигнал. Подсчитывать количество правильных ответов ребенок может на счетах-бочонках.
8. "Что не так" (антонимы)
Раздать детям карточки. Ведущий поочередно показывает остальные карточки. Дети берут себе похожие карточки, и объясняют, чем они отличаются, используя в речи слова-антонимы. При правильном произношении слов со звуком Р на игровом поле загорается зеленый световой сигнал.
9."Звуковые цепочки" (упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах).
Логопед раскладывает на игровом поле логопланшета картинки, наклеенные на цветную бумагу. Дети должны выбрать картинки одного цвета и составить из них звуковые цепочки. Побеждает тот, кто раньше других соберет свою цепочку и правильно назовет картинки, в названии которых есть звук Р. Затем ребенку предлагают разложить картинки: если в слове есть звук Р положить картинку в верхний правый угол логопланшета, если нет, то в нижний левый угол логопланшета.
10. «Научите обезьянку» (определение места звука Р в словах)
Логопед раздает детям картинки со звуком Р. На игровом поле логопланшета кладет игрушку обезьянку и 3 кружочка: красного, желтого, зеленого цвета. Предлагает детям научить обезьянку определять есть ли в слове звук Р, а если есть, то где он находится. Если звук Р находится в начале слова, картинку следует положить под красный кружок, если в середине слова - под желтый кружок, в конце - под зеленый. Игрока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки. В игре можно использовать световые сигналы.
11. "Посчитаем до семи" (согласование числительных с существительными).
Логопед выкладывает картинку на игровое поле логопланшета. Предлагает ребенку пересчитать предметы, используя счеты. Главное требование - четко проговаривать все окончания и звук Р в словах. В игре также можно использовать световые сигналы.
12.. "Назови, что где находится"(ориентация на плоскости)
Логопед раскладывает картинки: в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между., над., под., и т. д. (задание может быть любой сложности).
Просит ребенка назвать, где что находится, при этом правильно произносить слова со звуком Р и отвечать полным предложением. При необходимости использовать световые сигналы.
2 вариант: Логопед просит ребенка самого положить картинку, например, в правый верхний угол,. . и т. д. Предлагает ребенку озвучивать свой ответ, например: "Я положил картинку в верхний правый угол" и. т. д.
13. "Альбом - тренажер".
Игра многофункциональная. Предложенный вариант карточек предполагает - маршрут из слов, где звук Р находится в определенной позиции. Конечно же, этот путь может быть любым. Закрывать картинки на рабочем поле можно камешками Марблс (либо фишками).
"Пройди по заданному пути". Логопед дает инструкцию : ставим фишку в верхний левый угол, одна клетка вниз, одна клетка в право, одна клетка вниз, одна клетка в право и т. д. В игре можно использовать световые сигналы.
14. "Лабиринты - Р"
Автоматизировать звук Р в разных позициях. В игре можно использовать световые сигналы, счеты-бочонки, фишки.
15." Стану я стихи учить, буду чисто говорить".
Разучивание стихов со звуком Р.
На мой взгляд Развивающий логопланшет – это современное, эффективное средство обучения, хороший помощник учителя-логопеда.
Работа с Логопланшетом внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.
Список литературы:
1. БогомоловаА. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб. ,1994.
2. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб., 1999.
3. Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. – М., 2003.3
4. "Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7лет" Коноваленко В. В.
5. "Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника". Комарова Л. А. Гном, 2018
6. Интернет- ресурсы.