Убабытова Анна Александровна
Якутская сказка как средство развития коммуникативных навыков младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Якутская сказка своими руками как средство развития коммуникативных навыков младших дошкольников
Отличительной чертой взаимоотношений младших дошкольников является повышение требований к организованности и самостоятельности поведения ребенка в деятельности. Развитые коммуникативные навыки помогают ребенку найти свое место и определить свою роль в коллективе, они придают поведению детей целеустремленность. Эффективным средством их развития является народная сказка, в которой младшие дошкольники усваивают нормы и правила общения, учатся сотрудничать с партнером, помогать и содействовать ему, находясь с ним на равноправных позициях.
Публикация «Якутская сказка как средство развития коммуникативных навыков младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Настольный театр как сфера возрастных интересов дошкольников доставляет им много радости и позитива, так как воздействует на чувства детей, привлекая своей новизной, красочностью, динамикой. Мир театра на столе, его выразительный язык, волшебство событий, естественным образом активизирует коммуникативные навыки младшего дошкольника.
Якутские сказки рассказывают о самых существенных, вечных, нормах общения: о человеческих отношениях, о благородстве и подлости, о борьбе добра со злом. В якутских сказках, как и у других народов, имеется также большое число сходных идей, сюжетов и мотивов, так как они являются самобытным выражением форм и взглядов, существующих у всех народов.
Якутскими сказками считают те произведения, которые по-якутски называются «былыр», т. е. «предания», «кэпсээн», и «остуоруйа» [29]. Якутские сказки преподносят детям поэтические и многогранныйе образы своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в этих образах, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях малышей.
Театр на столе – это зона успешного развития детской коммуникации, который манит младших дошкольников удивительными образами, событиями и превращениями. Этот чудесный мир заселен разнообразными действующими лицами. Любимыми героями малышей являются: бедняк Чаарчахаан, старуха Таал-Таал, братья Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур, охотник Берген, сирота От Сыгынньах (Травяная Доха, мудрый советчик старец Сээркээн Сэсэн. Их вечными врагами выступают Алаа Могус (ненастный обжора) – многоголовое чудовище, фантастическое существо – коварный змей Могой. Своеобразны и выразительны образы волшебных существ: мифической птицы Ексекю, невиданного зверя Мэк Тугуй с тремя рядами ног.
Конечно, сейчас большое разнообразие в детских магазинах игрушек. Но, во-первых, эти игрушки не всегда доступны, а во-вторых игрушки, сделанные своими руками, приносят больше пользы в любом отношении.
Вот, например, настольный театр-сказка «И зайца кто-то боится» : все герои сделаны из бабок (бабки – это традиционный материал народа саха, косточки – использовались либо таранная кость сустава коров, либо пястные кости). Материал тщательно обрабатывается и оформляется акриловой краской, покрывается акриловым лаком.
Можно сделать сказочных персонажей из плотной бумаги или из картона. В изготовлении они просты, «управлять» такими куклами легко, управление такими куклами понятно и удобно даже малышам. Еще интересно, ведь если взять их пальцами, то кукла может передвигаться – получится настольная шагающая кукла.
Настольный театр, сделанный своими руками, способствует развитию коммуникативных навыков младших дошкольников, оказывает благотворный эффект, помогая ребенку справиться с переживаниями, страхами, получить недостающее внимание. Интересно, что трафареты для лиц героев театра ребенок может сделать сам. Но для более качественного их исполнения приходит на помощь педагог.
Игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (картон, фанера, бумага, природный материал – бабки, камень-галька). Для инсценировки сказок необходимо использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т. д. Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от возможностей и фантазии.
Якутская сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей духовной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно полезной для развития коммуникативных навыков младших дошкольников. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Сказка создает богатые возможности для подключения образного мышления слушателя к волшебному плану. При этом активизируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные, моторные механизмы.
Работая по якутским сказкам, можно выделить следующие направления:
1 – создание психолого-педагогических условий для мотивации общения по сказочным сюжетам;
2 – развитие коммуникативных навыков каждого ребенка посредством игр-драматизаций и постановки спектаклей на основе якутских сказок.
Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре-драматизации, ведь она выполняется при помощи игровых действий, где используется разный материал. Это – игрушки, чаще всего заместители настоящих предметов.
Итак, настольный театр по якутским народным сказкам – игра-театрализация – одно из простых и эффективных путей и средств развития коммуникативных навыков младших дошкольников. Очень важно, чтобы этот театр приносил малышам большую радость.
Глава II. Описание опыта работы по применению настольного театра якутских сказок в развитии коммуникативных навыков
младших дошкольников
Содержание педагогического опыта «Якутские народные сказки – своими руками»
Мы рекомендуем подходить к работе с якутскими сказками нетрадиционно, так как развитие коммуникативных навыков у младших дошкольников происходит взаимосвязано, при правильной организации она учит детей мыслить оригинально, непривычно, преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки. Через народную сказку мы оказываем целенаправленное влияние на развитие коммуникации ребенка.
Коммуникация – это эффективное взаимодействие. Когда ребенок научится взаимодействовать, работая по сказке, будет хорошо в ней ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то свою ситуацию. Расскажем об этапах данной работы.
Подготовительный этап. Составлен план работы. При реализации данного этапа была сформулирована проблема, цель и задачи проекта. Подобран материал и оборудование для работы. Проведена беседа «Моя любимая сказка». Для привлечения родителей к проекту, провели для них консультацию: была проведена консультация на тему «Сказка в жизни малыша».
Основной этап. При реализации основного этапа была прочитана сказка «И зайца кто-то боится» и проведена беседа по иллюстрациям «Моя любимая сказка и мой любимый сказочный герой», проведено развлечение «В мире якутских сказок». Были прочитаны сказки, полюбившиеся детям: «Лиса и медведь», «Как ворона стала белой», «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами». В ходе этой работы дети рассказывали друг другу о своих любимых сказках, познакомились с положительными и отрицательными героями сказок, стали планировать игры в настольном театре. Затем организовали предметно-развивающую среду для настольного театра «Якутские народные сказки» – персонажей и декорации. Персонажи и атрибуты настольного театра «Якутские народные сказки» можно выполнить из разного материала, но выбор их должен быть продуман с точки зрения безопасности и эстетичности. Это – картон, фанера, камни.
Родители так же приняли активное участие в реализации проекта, вместе с детьми дома рассматривали рисунки сказочных персонажей и беседовали по сказкам. Некоторые папы и мамы подключились своей помощью к нашей работе (помогали материалами и изготовлением некоторых кукол, атрибутов). Для родителей была разработана памятка «Расскажите детям о якутских сказках» и создан буклет «Сказка – это важно».
Итоговый этап. Работа шла быстро и увлеченно: нами создано много персонажей к любимым сказкам, дети и родители также с большим желанием трудились: рисовали, раскрашивали, клеили. И вот финальный этап оформление и презентация любимых сказок «И зайца кто-то боится», «Лиса и медведь». Дети и родители с удовольствием посмотрели эти сказочные сюжеты. Самое главное, затем малыши уже сами по своему почину показывали не раз и рассказывали о своей сказке все, что им удалось узнать, как дружно и большим удовольствием её делали, мастерили, чем понравилась именно эта сказка, чем она отличался от других.
Результаты: в процессе реализации проекта мы достигли поставленной цели. У детей и родителей стал развиваться интерес к якутским народным сказкам, у малышей расширился круг коммуникативных навыков. Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого исследователя.
Обязательные условия развития коммуникативных навыков на основе якутской сказки - продуманная организация взаимоотношений в игре-драматизации, наличие конкретных требований и правил поведения детей, контроль за их постоянным выполнением. Для развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста перед ними ставятся задачи: выполнить задание к установленному сроку, действовать согласованно, в едином темпе. Организованность общения при выполнении задания сплачивает группу малышей, обеспечивает достижение результатов.
В таблице представлен перспективный план работы по организации детских спектаклей на основе якутских народных сказок.
Перспективный план работы по организации спектаклей на основе якутских народных сказок
Тема Задачи Содержание
И зайца кто-то боится
Воспитывать интерес к якутским народным сказкам,
формировать добрые чувства и эмоциональную отзывчивость.
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Лепка героев произведения.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов - фигурки из бабок (косточки) акриловой краской, лак акриловый матовый.
6. Распределение ролей.
7. Обыгрывание произведения.
Лиса и медведь
Учить детей слушать сказку,
передавать интонационную выразительность речи персонажей;
учить выразительности речи и пантомимики 1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов - фигурки из бабок (косточки) акриловой краской, лак акриловый матовый.
6. Распределение ролей.
7. Обыгрывание произведения.
Как ворона стала белой
Формировать добрые чувства и эмоциональную отзывчивость,
развивать интерес к участию в спектаклях,
учить интонационно передавать характеры героев сказки.
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов: фигурки из бабок (косточки) акриловой краской, лак акриловый матовый.
6. Обыгрывание произведения.
Таал-таал эмээхсин
Продолжать воспитывать актерские умения;
согласовывать свои действия с действиями других детей; умение сопереживать героям сказки. 7. Чтение произведения
8. Беседа по прочитанному произведению.
9. Рисование сюжетов.
10. Этюды на развитие средств выразительности.
11. Подготовка (изготовление) атрибутов.
12. Обыгрывание произведения.
Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами
Учить детей согласовывать свои действия при подготовке спектакля;
стимулировать актерское,творчество детей,
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов - фигурки из бабок (косточки) акриловой краской, лак акриловый матовый.
6. Обыгрывание произведения.
Богатырь ростом шесть кулаков
Учить детей изображать характеры разных персонажей сказки,
формировать выразительность речи детей – передавать разные интонации, мимику, позы 1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Лепка героев произведения.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов: фигурки из бабок (косточки) акриловой краской, лак акриловый матовый.
6. Распределение ролей.
7. Обыгрывание произведения.
Как лягушка верхом ездила
Совершенствовать общую и мимическую моторику детей, развивать умение понимать и передавать эмоциональное состояние сказочного персонажа
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов - фигурки из бабок (косточки) акриловой краской, лак акриловый матовый.
6. Обыгрывание произведения
Мышь и лось
Учить согласованно участвовать в драматизации отдельных эпизодов;
формировать выразительность речи детей
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов: рисование акриловой краской персонажей на камне, лак акриловый матовый.
6. Обыгрывание произведения
Биэс тарбах остуоруйата
Учить участвовать в инсценировании и драматизации отдельных эпизодов;
передавать интонационную выразительность речи персонажей;
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов - рисование на картоне акварельной краской; пальчиковый театр.
6. Обыгрывание произведения.
Сибэккиилэр меккуердэрэ
Продолжать воспитывать актерские умения;
согласовывать свои действия с действиями других детей; умение сопереживать героям сказки,
формировать навыки оформле ния декораций
1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов: рисование на картоне акварельной краской; пальчиковый театр.
6. Обыгрывание произведения
Куоска уонна кутуйах
Учить детей изображать характеры разных персонажей сказки,
формировать выразительность речи детей – передавать разные интонации, мимику, позы 1. Чтение произведения
2. Беседа по прочитанному произведению.
3. Рисование сюжетов.
4. Этюды на развитие средств выразительности.
5. Подготовка (изготовление) атрибутов – рисование на картоне акварельной краской.
6. Обыгрывание произведения.
Театрально-игровые постановки на формирующем этапе давали повод и материал для самых разнообразных видов детской деятельности – речевой, двигательной, музыкальной, изобразительной. Дети читали стихи, рассказывали, рисовали, лепили, и все эти занятия приобретали смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершала всю эту работу и давала ей полное и окончательное выражение.
Важным коммуникативным навыком является самостоятельность ребенка в игровом общении. В младшей группе она связана с развитием у детей способности управлять своим поведением, проявлять настойчивость в достижении цели и результата.
Необходимо постепенно формировать у детей умения сотрудничества сначала в небольшой группе (2-3 ребенка, а затем в группе с большим количеством участников, специально учить детей способам организации совместной деятельности, умению определить общую цель, договориться о распределении ролей; получить результат. Так у младших дошкольников возникает общение, которому свойственно разнообразие коммуникативных действий – инициативных и ответных.
Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться – о чем идет речь.
Итак, спектакль по якутским сказкам – важнейший фактор развития коммуникативных навыков детей в региональных условиях. Образный план игры-драматизации по якутской сказке настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Заключение
Постановка спектакля по якутской сказке ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться; уметь показать зрителям спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Использование якутских сказок является эффективным средством развития коммуникативной сферы младших дошкольников. В процессе работы по сказке у детей развиваются важные навыки. Ведь дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Театральные игрушки по характеру и содержанию являются важными для детей, они несут свою особую задачу – используются в игре, на спектаклях, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Эта игрушка одна из самых живых и веселых. Коммуникативные навыки ребенка формируются в ходе реализации сюжетов сказок – от простого к сложному. Ребенок должен владеть разнообразными речевыми и неречевыми средствами - мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.
Таким образом, работа по развитию коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста была направлена на организацию педагогических условий посредством якутской народной сказки. Для этого необходимо было вовлечь их в различные по тематике игры-драматизации, призванные запустить механизм взаимодействия между детьми; формировать потребности в игровом общении.
Наш опыт позволил сделать следующие рекомендации.
1. Работа по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста должна опираться на современные научные достижения в области психологии и педагогики сотрудничества.
2. В ДОУ должны быть созданы психолого-педагогические условия для коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
3. Педагогам ДОУ необходимо активизировать эмоционально и информационно насыщенные формы театральной деятельности через включение детей в игры-драматизации.
4. Для повышения эффективности работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников педагогам необходимо знать: владеет ли тот или иной ребенок необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого.
5. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности детей необходимо путем систематических совместных игр-драматизаций с ребенком расширять его знания о содержании игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел сверстника. Для решения задач развития коммуникативных навыков детей помогает сотрудничество педагогов.
7. Когда настольный театр готов, участие взрослого в игре обязательно. Надо рассказать малышам сказку, сопровождая рассказ движениями фигурок. Во время представлений театра на столе и рассказчик, и зрители сидят рядом, а стол служит сценой, где происходит действие. Со временем младшие дошкольники запомнят весь текст сказки и манипуляции с фигурками. Тогда педагог может увидеть, что ребенок охотно включается в рассказ и продолжает его, в этом случае надо взять на себя роль зрителя, попросив малыша рассказать сказку от начала до конца : и ничего страшного, если он это сделает по-своему – «творчески».