Получи документы

Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений

Юлия Казаркина
Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений
▼ Скачать

Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений – весьма актуальная проблема в настоящее время. Это связано с тем, что на сегодняшний день все чаще используются практики совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями. Речь при этом идет о дошкольниках с нормальным физическим и психическим развитием, а также тех детях, которые имеют ограниченные возможности здоровья.

Публикация «Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений» размещена в разделах

Автор полагает, что создание инклюзивных групп в образовательном пространстве ДОУ – основной шаг к признанию ценности различий, имеющих место в процессе обучения и развития каждого ребенка. Посредством целенаправленной педагогической деятельности дети с особыми потребности получают возможность иметь полноценную социализацию. Таким образом осуществляется их включение в жизнь не только детского, но и взрослого сообщества.

Основные задачи инклюзивной группы состоят в том, чтобы на ее базе

создать гармоничное и уютное пространство для каждого ребенка;

организовать такую пространственно-образовательную среду, которая позволяла бы осуществлять полноценное развитие личности ребенка, независимо от его физического и психического состояния;

сформировать в достаточной мере толерантное сообщество детей, родителей и педагогов;

образовать такую систему деятельности, которая была максимально центрирована на потребностях ребенка и членов его семьи.

При этом нам, как педагогам, важно сделать все возможное, чтобы существующая система образования учитывала приоритеты и возможности разных детей, а не им было необходимо каким-то образом вписываться в эту систему.

Представляется достаточно продуктивной такая форма взаимодействия с детьми и их родителями, когда перед посещением инклюзивной группы, они совместно участвуют в подготовительных групповых и индивидуальных занятиях для детей с особыми потребностями.

Удобной и эффективной схемой представляется такая ситуация, когда дети с особыми потребностями включаются в коллектив здоровых детей постепенно. Сначала это может происходить на различных праздниках, прогулках, во время кратковременных игр. Затем дети в ОВЗ могут проводить гораздо больше времени со сверстниками. Они могут участвовать в различных занятиях (физкультурой, музыкой, ИЗО, однако учебный процесс продолжают осваивать при участии специалистов.

Необходимо донести до всех участников образовательно-воспитательного процесса, что они являются «равными партнерами». При этом как отдельный педагог, так и весь педагогический коллектив должен стремиться, чтобы ребенок с ОВЗ максимально эффективно усваивал образовательную программу, что, в конечном итоге, будет содействовать всестороннему развитию такого ребенка.

Для воспитателя, работающего в инклюзивной группе, важно быть в достаточной степени компетентным в различных образовательных сферах. Вместе с тем он также должен хорошо знать психофизические возможности детей с особыми потребностями, обязательно принимая их во внимание в процессе учебно-воспитательной работы. Кроме того, следует понимать психоэмоциональное состояние родителей таких детей как полноценных участников образовательного процесса, чтобы при необходимости оказать им посильную помощь.

В нашей практике работы используются современные эффективные технологии оздоровления. В дошкольном учреждении созданы специальные условия, позволяющие охранять и укреплять детское здоровье, содействовать их физическому и психическому развитию.

Работа с воспитанниками в инклюзивной группе должна сочетать не только деятельность, направленную непосредственно на процесс обучения / воспитания, но также включать различные мероприятия коррекционного характера, посредством развивающих, профилактических мер укреплять здоровье дошкольников. Весьма важным и эффективным педагогическим приемом можно назвать создание для каждого ребенка такой ситуации, в которой он более легко мог бы переживать состояние успешности. Это, в свою очередь, выступает значимым фактором социализации ребенка с ОВЗ.

Педагогическая деятельность воспитателя должна включать не только стандартные формы работы. Важно, чтобы он использовал различные методики и практики коррекционно-развивающей направленности, такие как арт-терапия, художественное творчество, ТРИЗ и пр.

С помощью использования таких нетипичных форм работы можно добиться успехов в развитии детей с ОВЗ. При этом воспитателю инклюзивной группы следует пользоваться советами психолога, дефектолога, музыкального работника, а также других специалистов, которые помогут ему в реализации основных задач по работе с детьми с ОВЗ.

Следует подчеркнуть еще одно значимое обстоятельство, которое обуславливает важность работы с родителями. Когда в семье воспитывается ребенок с особыми потребностями, его родители проходят ряд этапов. Это неприятие факта рождения больного ребенка, поиск причин и виновников случившегося. Важно, чтобы в итоге родители пришли к таким стадиям, как признание необходимости специального образования в среде с обычными сверстниками, а также принятие своего ребенка таким, каким он является. Поэтому говорить об успехе взаимодействия с родителями можно лишь тогда, когда воспитатель сумеет убедить их в эффективности своей работы, в значимости используемых практик. Для этого ему самому необходимо не только наблюдать положительную динамику в развитии ребенка, но и радоваться этому.

Таким образом, важнейшими условиями работы воспитателя в инклюзивной группе можно название понимание и восприятие идей толерантности, использование практического опыта их формирования в условиях группы. Благодаря инклюзии у здоровых детей формируется терпимость и понимание к своим сверстникам с ОВЗ, а дети с ограниченными возможностями учатся в полной мере использовать имеющийся у них потенциал.

Публикации по теме:

«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт)«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик»Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик» Осенняя пора всегда ассоциируется сбором урожая. Последний овощ, который мы снимаем с грядки это красавица тыква. Тыква — удивительный.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Открытый городской мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Детская спартакиада по плаванию» Открытый городской мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений: «Детская спартакиада по плаванию»Программные задачи: • Показать уровень.

Памятка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по самообразованию Самообразование-это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических данных, совершенствованию имеющихся.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Сценарий проведения педагогической игры КВН для педагогов дошкольных учрежденийСценарий проведения педагогической игры КВН для педагогов дошкольных учреждений Педагогический КВН (для педагогов дошкольных учреждений) Цель: создание условий для активизации деятельности педагогов и самореализации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 11:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Казаркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД