Юлия Казаркина
Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений – весьма актуальная проблема в настоящее время. Это связано с тем, что на сегодняшний день все чаще используются практики совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями. Речь при этом идет о дошкольниках с нормальным физическим и психическим развитием, а также тех детях, которые имеют ограниченные возможности здоровья.
Публикация «Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах дошкольных учреждений» размещена в разделах
Автор полагает, что создание инклюзивных групп в образовательном пространстве ДОУ – основной шаг к признанию ценности различий, имеющих место в процессе обучения и развития каждого ребенка. Посредством целенаправленной педагогической деятельности дети с особыми потребности получают возможность иметь полноценную социализацию. Таким образом осуществляется их включение в жизнь не только детского, но и взрослого сообщества.
Основные задачи инклюзивной группы состоят в том, чтобы на ее базе
создать гармоничное и уютное пространство для каждого ребенка;
организовать такую пространственно-образовательную среду, которая позволяла бы осуществлять полноценное развитие личности ребенка, независимо от его физического и психического состояния;
сформировать в достаточной мере толерантное сообщество детей, родителей и педагогов;
образовать такую систему деятельности, которая была максимально центрирована на потребностях ребенка и членов его семьи.
При этом нам, как педагогам, важно сделать все возможное, чтобы существующая система образования учитывала приоритеты и возможности разных детей, а не им было необходимо каким-то образом вписываться в эту систему.
Представляется достаточно продуктивной такая форма взаимодействия с детьми и их родителями, когда перед посещением инклюзивной группы, они совместно участвуют в подготовительных групповых и индивидуальных занятиях для детей с особыми потребностями.
Удобной и эффективной схемой представляется такая ситуация, когда дети с особыми потребностями включаются в коллектив здоровых детей постепенно. Сначала это может происходить на различных праздниках, прогулках, во время кратковременных игр. Затем дети в ОВЗ могут проводить гораздо больше времени со сверстниками. Они могут участвовать в различных занятиях (физкультурой, музыкой, ИЗО, однако учебный процесс продолжают осваивать при участии специалистов.
Необходимо донести до всех участников образовательно-воспитательного процесса, что они являются «равными партнерами». При этом как отдельный педагог, так и весь педагогический коллектив должен стремиться, чтобы ребенок с ОВЗ максимально эффективно усваивал образовательную программу, что, в конечном итоге, будет содействовать всестороннему развитию такого ребенка.
Для воспитателя, работающего в инклюзивной группе, важно быть в достаточной степени компетентным в различных образовательных сферах. Вместе с тем он также должен хорошо знать психофизические возможности детей с особыми потребностями, обязательно принимая их во внимание в процессе учебно-воспитательной работы. Кроме того, следует понимать психоэмоциональное состояние родителей таких детей как полноценных участников образовательного процесса, чтобы при необходимости оказать им посильную помощь.
В нашей практике работы используются современные эффективные технологии оздоровления. В дошкольном учреждении созданы специальные условия, позволяющие охранять и укреплять детское здоровье, содействовать их физическому и психическому развитию.
Работа с воспитанниками в инклюзивной группе должна сочетать не только деятельность, направленную непосредственно на процесс обучения / воспитания, но также включать различные мероприятия коррекционного характера, посредством развивающих, профилактических мер укреплять здоровье дошкольников. Весьма важным и эффективным педагогическим приемом можно назвать создание для каждого ребенка такой ситуации, в которой он более легко мог бы переживать состояние успешности. Это, в свою очередь, выступает значимым фактором социализации ребенка с ОВЗ.
Педагогическая деятельность воспитателя должна включать не только стандартные формы работы. Важно, чтобы он использовал различные методики и практики коррекционно-развивающей направленности, такие как арт-терапия, художественное творчество, ТРИЗ и пр.
С помощью использования таких нетипичных форм работы можно добиться успехов в развитии детей с ОВЗ. При этом воспитателю инклюзивной группы следует пользоваться советами психолога, дефектолога, музыкального работника, а также других специалистов, которые помогут ему в реализации основных задач по работе с детьми с ОВЗ.
Следует подчеркнуть еще одно значимое обстоятельство, которое обуславливает важность работы с родителями. Когда в семье воспитывается ребенок с особыми потребностями, его родители проходят ряд этапов. Это неприятие факта рождения больного ребенка, поиск причин и виновников случившегося. Важно, чтобы в итоге родители пришли к таким стадиям, как признание необходимости специального образования в среде с обычными сверстниками, а также принятие своего ребенка таким, каким он является. Поэтому говорить об успехе взаимодействия с родителями можно лишь тогда, когда воспитатель сумеет убедить их в эффективности своей работы, в значимости используемых практик. Для этого ему самому необходимо не только наблюдать положительную динамику в развитии ребенка, но и радоваться этому.
Таким образом, важнейшими условиями работы воспитателя в инклюзивной группе можно название понимание и восприятие идей толерантности, использование практического опыта их формирования в условиях группы. Благодаря инклюзии у здоровых детей формируется терпимость и понимание к своим сверстникам с ОВЗ, а дети с ограниченными возможностями учатся в полной мере использовать имеющийся у них потенциал.