Ирина Сурина
Изучение методов и технологий на основе здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение методов и технологий на основе здоровьесбережения
Глобальные изменения в образовательной области и других сферах
современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в жизненных приоритетах,
где здоровье человека является главной ценностью, требуют развития новых
Публикация «Изучение методов и технологий на основе здоровьесбережения» размещена в разделах
способов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. Акцент переносится на образование, поставившее во главу угла жизнь и здоровье подрастающего поколения.
Культура здорового образа жизни - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей. Решение проблем сохранения и укрепления здоровья в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики.
Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных организаций методов и технологий на основе здорвьесбережения.
В свою очередь, я, как музыкальный руководитель, на музыкальных занятиях в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например: начинать музыкальное занятие с валеологических распевок, дающих позитивный настрой на весь день. Слушание и разучивание текстов песен можно чередовать с игровым или пальчиковым массажем. Перед пением песен - заниматься дыхательной артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождать музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах.
Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам, как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия могут проводиться и с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОО. Современные методы должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОО музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников. Предлагаемые по объему оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные во ФГОСе, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду. Таким образом, совместная работа учителя – логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, воспитателя, успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности. У детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи. Благодаря взаимодействию педагогического коллектива, удалось наладить преемственность, что положительно отразилось на качестве работы, 80 % выпускников нашего детского сада пошли в школу с чистой речью, на одну треть сократились сроки коррекционной работы.
Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычке жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Предлагаемые небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.
Литература:
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель 2011 г.
2. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М:1983г.
3. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».
М. : Просвещение, 1989
4. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». LINKA PRESS, 1993г.
5. Егоров Б. Б., Малова Г. П. «Развивающая методика оздоровления. Как начать эксперимент?» Методические рекомендации. – М. : 2003г.