Мария Стародубцева
Изотерапия как средство коррекции эмоционального поведения дошкольников. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Изотерапия одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник нетрадиционного рисования, лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.
Публикация «Изотерапия как средство коррекции эмоционального поведения дошкольников, Фотоотчет» размещена в разделах
Так как рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, отвлечься и раскрепоститься в процессе рисования, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Поэтому из всего разнообразия изотерапии мне больше нравиться работать с рисованием в нетрадиционных техниках, так как они не требуют от ребенка специальных навыков рисования, благодаря чему ребёнок чествует себя успешным, что позволяет ему раскрыться и процессе творчества на подсознательном уровне показать проблематику своего внутреннего состояния.
Техники нетрадиционной изотерапии позволяют мне проработать чувства и мысли, которые человек привык подавлять, нередко невербальные средства выступают единственными в прояснении сильных убеждений или переживаний.
Нетрадиционные техники изотерапии используются мною с детьми дошкольного возраста для коррекции поведенческих проблем, в процесс рисования позволяет ребёнку эмоционально разгрузиться и избавиться от отрицательных эмоций, позволяет избежать приступов агрессии со стороны ребенка. Рисунок выдает много информации о нем и его внутреннем мире: что он чувствует, о чем думает, кого и что любит или боится др. Дети через свои рисунки как будто «говорят» с окружающими. Внимательный взрослый сможет намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания работы с данной техникой.
С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как:
• тревожность, стресс, депрессия;
• эмоциональную скованность;
• плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
• ощущение одиночества, заброшенности;
• конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
• ревность к новорожденному в семье;
• трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека;
• импульсивность;
• страхи, фобии, панические состояния;
• проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
• пониженная самооценка;
• отрицательная «я-концепция».
Эффективность применения метода изотерапии основывается на том, что он позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:
- скрытые переживания выражаются свободнее и легче;
- неприятные или тяжелые волнения не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;
- появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них.
Преимущества изотерапии состоит в том, что основой в её процессе служит рисунок, который становится посредником между общающимися (что важно в работе с замкнутыми, застенчивыми и агрессивными детьми); кроме того, это отражение внутреннего мира, а так же – возможность прислушаться к себе, своим чувствам (импульсивные дети); социально приемлемый способ выхода агрессии, разрядки напряжения; возможность самовыражения и самоизменения.
По мнению Виолетты Оклендер, рисование как таковое, даже без какого-либо вмешательства взрослого – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.
Самое главное отличие изотерапии от изобразительной деятельности в том, что в ней нет стандарта или образца изображения. Ребёнок, в такой деятельности становиться успешным, так как на него не спускают правила и не навязывают изображаемый образ. В изотерапии ребёнок создает изображение интуитивно, передавая свои чувства, отходя от стандартов изобразительной деятельности, которые ему закладывают при обучении навыка рисования.
Существуют основные принципы данного направления, на которых базируются занятия по изотерапии :
1. запрещается ставить задачу нарисовать правильно или красиво. Чем произвольнее изображение, тем нагляднее передача того, что происходит внутри ребенка.
2. Создание соответствующей обстановки, отсутствие отвлекающих факторов.
3. Все изображения исключительно от руки (никаких линеек и других чертежных принадлежностей.
4. предоставление широкого ассортимента изобразительных инструментов.
5. Запрещается самокритика работы. ("я не умею рисовать","у меня очень плохо получается"и т. д.)
6. Обязательное условие, чтобы ребенок по окончанию работы прокомментировал то, что нарисовал.
7. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их разрешения.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.
При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. Из опыта работы с детьми я сделала вывод что, краски наиболее функциональны, поэтому при рисовании лучше использовать их. У ребенка - дошкольника сила нажима руки на карандаш при рисовании еще не равномерна, поэтому карандаши, фломастеры, ручки быстро ломаются. При рисовании красками имеется возможность постепенно освоить нажим.
Изотерапия может применяться как индивидуально, так и в группе, где обязательно должны учитываться интересы и потребности детей к той или иной технике, которые представлены в большом разнообразии.
Предлагаю вашему вниманию нетрадиционные техники рисования, которые я использую в своей работе с детьми:
«Марание» - рисование пальчиками, ладошками или кулачками.
В буквальном понимании "марать"-значит" грязнить, пачкать".
Способ получения изображения: дети опускают пальчики, кулачки или ладошку в гуашь и делают отпечаток на бумаге, который затем можно дорисовать кистью до получения любого изображения, возникающего в воображении. С большим удовольствием ребята выполняют задание: "Мое настроение", хаотично заполняя лист цветными пятнами, где палитра выбирается детьми в соответствии с их настроением на данный момент.
"Кляксография"- широко известный способ рисования, выполняется раздуванием капли краски в разных направлениях. Развивает у детей воображение, творческое стремление. В качестве терапии используется при повышенной возбудимости у детей.
Рисунок по кругу.
Групповая работа, предназначенная для сплочения, повышения самооценки, вовлечения в процесс всех детей. Ребята садятся в круг и вместе рисуют по очереди, например воображаемое существо: первый ребенок - голову, второй-туловище и т. д.
Парное рисование.
Детям предлагается разделиться по парам, каждой из которых раздаются карандаши, краски и лист бумаги, на котором пара должна нарисовать какой- то образ или единую композицию. Договариваться заранее о том, что будет нарисовано нельзя, а так же разговаривать в процессе работы тоже запрещено.
Рисование истории.
Ребятам предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории, затем с детьми проводится обсуждение. Основная задача данной техники - это диагностика, разрешение внутренних конфликтов, коррекция неадекватных моделей поведения.
Монотипия.
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности- стекле, пластмассе и т. д., затем переносит этот рисунок путем оттиска на бумагу. Далее изображение дорисовывается другими материалами.
Рисование предметами окружающего пространства.
Большое удовольствие детям приносит рисование различными окружающими предметами: резиновыми игрушками, палочками, кубиками, веревочками, мятой бумагой и т. д. Детская инициатива в выборе предметов приветствуется и служит знаком вовлеченности в творческий процесс и появлением сил для отстаивания собственных идей.
Рисование нитками.
Ребенку предлагается выбрать цвета краски и обмакнуть в него часть ниточки. Поле этого расположить нитку на альбомном листе, так как ему хочется. Количество цветов и ниток не ограничено, после расположения ниток предлагается накрыть композицию вторым листом бумаги, прижать и вытянуть ниточки за их торчащие кончики. После чего листы разъединяются, ребенок, рассматривает получившейся рисунок, дает его описание и при желании дополняет его.
Рисование на воздушном шаре.
Подходит для проработки страхов. Ребенку предлагается изобразить свой страх на воздушном шаре. После полученного изображения, ребенок выбирает, что он бы желал сделать с этим шариком (страхом).
Рисование на пене.
На альбомный лист наноситься пена для бритья и равномерно распределяется линейкой по всему листу толщенной 1 см. ребенку предлагается с помощью кисточки нанести хаотично гуашь на пену: каплями, полосочками, кляксами, различными элементами по желанию ребенка. После накрыть сверху вторым альбомным, листом прижать, а потом рассоединить и убрать пену с верхнего листа с помощью линейки. Ребёнку предлагается рассмотреть полуученую абстракцию и рассказать, что спряталось на картинке. После рассказа, предлагается дополнить рисунок или произвести действия, которые сейчас желает сделать с этим рисунком сам автор в зависимости от описанной ситуации ребенком.
Данный метод подходит для: диагностики внутреннего состояния дошкольника, проработке со страхами, агрессией, тревожностью.
Используя изотерапию, у детей повышается социализация, улучшается эмоциональный фон и могут открываться новые таланты. Это не удивительно, так как этот метод относится к самому мягкому, но одновременно глубокому, высвобождающему скрытые эмоции и энергетические резервы ребенка.
Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней.
Использование изотерапии в коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников помогает :
• Детям преодолеть коммуникативные барьеры;
• Хочется отметить, что от занятия к занятию взаимодействие детей становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры у дошкольников. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении.
• Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце года, можно отметить, что они стали развернутыми и осознанные. Большинство не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто поначалу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.
С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
Литература:
1. Киселева М. В. «Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми». – СПб. : Речь, 2006.
2. Копытин А. И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
3. Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
4. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис. 2006г
5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997.
6. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. ,2000.
7. Такташева Е. К. Общение и личностный рост. – Барнаул,1994.