Ольга Дойкова
Изобразительная деятельность как средство развития внимания у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема внимания считается одной из самых сложных и важных проблем в образовании. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания как фундаментального так и прикладного характера.
Формировать, развивать и совершенствовать внимание так же важно, как научиться писать, читать, считать. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, которые дети и взрослые получают на внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. Если человек внимателен, то и действия протекают быстрее и правильнее.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивать внимание ребенка необходимо с самого раннего возраста. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
Внимание у детей 3-4 лет является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает само по себе, то есть ребенок при этом не имеет какой - то определенной цели. Ребенок может удерживать внимание на одном предмете в течении 10 – 15 минут, но, если занятие для ребенка кажется интересным и увлекательным, он может заниматься одним делом и дольше. Но при этом он испытывает определенные трудности в переключаемости и распределении внимания. Порой ребенок так погружен в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, ребенок может не заметить как уронил баночку с водой. В этом возрасте ребенок учиться выделять для себя нужную информацию и отсекать не нужное. Например, ребенок увлекшись кубиками, увидел машинку у сверстника и кубики уже забыты.
Обучение детей рисованию считается одним из наиболее важных способов знакомства ребенка с окружающим миром. Визуальная активность требует, чтобы ребенок проявил множество качеств и способностей. Обязательство сообщать образу сходство с изображенным объектом наделяет дошкольника многими характеристиками, которые, как правило, не становятся объектом всеобщего внимания при пассивном наблюдении. Во время целевых уроков рисования дети начинают лучше сравнивать, легче устанавливают сходства и различия между объектами, отношениями между целым и его частями. Многие педагоги подчеркивают, что процесс представления объекта, независимо от его художественного исполнения, имеет большое познавательное значение. Систематическая реализация образа учит дошкольников не только наблюдать, но и реально видеть, понимать и запоминать конкретное содержание изучаемого материала. В процессе изображения укрепляется отношение к изображаемому, поэтому ребенок испытывает те переживания, которые ощущал при восприятии данного явления. В связи с этим огромное влияние на развитие внимания оказывает содержание работы. Через изобразительную деятельность в дошкольном возрасте стремительно формируется психологические процессы. Развивается произвольное внимание и память, творческое воображение.
Внимание младших дошкольников характеризуется сравнительной слабостью, произвольного внимания и небольшой устойчивостью. Детям сложно сосредоточить внимание на однообразной, малопривлекательной и потому скучной для них деятельности. В процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долгое время оставаться внимательными. На занятиях применяемые продуктивные виды деятельности и элементы игры, при частой смене форм деятельности удерживает внимание детей на достаточно хорошем уровне. У детей дошкольного возраста развивается устойчивость внимания, увеличивается динамика работоспособности. Дети могут долго заниматься увлекательной для них деятельностью, такой как рисование.
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что рисование способствует развитию различных свойств внимания у детей дошкольного возраста при условии, если ребенок будет следовать инструкции взрослого, удерживать инструкцию в сознании, выполнять постепенно усложнённые задания и таким образом концентрировать и распределять свое внимание.