Ирина Орлянская
Изготовление народных кукол-оберегов — Симеон-Столпник и Рябинка
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.
Изготовление народных кукол – оберега.
Симеон – Столпник и Рябинка на крестовине.
Цель: Познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
Обучающие:
1. Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Темочки:
- Дерево Рябина
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;
3. Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.
Развивающие:
1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.
2. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков. на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Персонажи :
1. Домовёнок – Кузя
2. Леший.
3. Баба-яга.
4. Ворона либо кот.
Атрибуты: на 8 человек.
1. сумки 8 шт,
2. сундук
3. клубок
4. экран с картинками кукла «Рябинка» и кукла «Симеон», схема изготовления куклы.
5. Конверты с частями деревьев – 8 шт. Ковралин (или магнитная доска)
6. Верёвки – канаты 4 шт.
7. Стол с тканью и ниточками клубочками.
8. 8 контейнеров(«Сухие бассейны») с фасолью, горохом.
9. 9 бус, 9 цеп.
10. Крестовины 10 шт, 5 рябиновых,5 дубовых.
11. Костюмы р. н.
12. Музыка р. н
Я и дети в р. н. костюмах.
Ход занятия.
Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал.
В. Ребята, давайте поздороваемся.
Здравствуй солнышко родное.
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй матушка земля.
Здравствуй ты и здравствуй я.
В. Ребята, посмотрите, как мы с вами сегодня одеты?
Как обычно?
Как называется наш костюм?
Как вы думаете, почему мы сегодня так оделись?
Ответы детей.
В. Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.
Хотите отправиться в путешествие?
Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».
Где мы с вами оказались? (В избе).
Ответы
В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяин? Почему, он, гостей не встречает?
Из – за печки появляется растрёпанный домовёнок.
Домовенок:
Ой, ой, ой! Проспал! Опоздал!
Потерял! Все! Все!
Почему я долго спал?
Где сундук свой потерял?
В гости ждал к себе ребят
(Неожиданно поворачивается к ребятам)
- Ой! Они уж тут стоят
(Приводит себя в порядок).
- Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Меня Кузей называют,
Я в селе Фоки проживаю,
Охраняю ваш покой,
Очень я мастеровой.
Кто у меня побывает,
Тот многое узнает.
(грустно) Только вот, беда, какая,
Всё валится из рук у меня,
Пирог подгорел, чашку разбил, рубашку порвал,
Одни несчастья у меня.
В. Кузя надо тебе в дом куклу – оберег сделать.
Кузя, а что это за кукла такая, я такую не знаю.
Дети: кукла оберег делается для защиты дома, оберегает от болезней и неудач.
В. Правильно ребята. А давайте мы Кузе сделаем подарок –оберег. Делать мы будем вот таких куколок – (показ слайдов)
Кукла «Рябинка» - оберег дома и защита всей семьи. Её было принято ставить около входа над дверью. Каждый, кто вошёл в дом с недобрым умыслом, понимал, что жилище и хозяева охраняются. Такой человек начинал чувствовать себя неуютно и вскоре уходил, не успев причинить зла.
Кукла «Рябинка» символ материнства, предпочиталось делать девочкам. Так как девочки будущие мамочки и хозяйки дома.
Народные куклы бывают не только в виде женской фигуры, но и мужской. Симеон Столпник оберег – жизни, символ мужской силы и выносливости, его делали на завершение полевых работ. В это время праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей.
На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона - Столпника. Парни состязались в ловкости – залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать (снять куклака, доставалось всеобщее уважение. В его руках цеп для молотьбы.
Я предлагаю мальчикам сегодня сделать куклока - Симеон, так как наши мальчики будущие отцы и они должны быть сильными, ловкими и выносливыми, а наши девочки будущие мамочки и делать будут куклу Рябинку. Что нам необходимо чтобы сделать куклу оберег, какое украшение у Рябинки, а что за поясом у Симеона?
В. Да только ткани и ниток нет у нас, как нам быть?
Кузя есть у меня клубочек волшебный. Он вас к Лешему отведёт, может Леший сможет вам помочь. Клубок в сундуке спрятан
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок, приоткрой нам свой бочек»
Кузя достает клубок и записочку с волшебными словами
В. Вы готовы? Сегодняшней работы на завтра не откладывай! предлагаю, отправится к Лешему.
Все вместе.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Леший. Добрый день, зачем пожаловали?
Дети отвечают, зачем пришли.
Леший, я смогу вам помочь, дам вам необходимые детали для ваших оберегов, называются они – крестовины. Их обычно делали из веточек дуба и рябины. Чтобы получить их вы и должны найти эти два дерева в моем лесу.
(Детям выдаются конверты. В конвертах у мальчиков детали дуба, у девочек – рябины. Они должны из множества деталей выбрать необходимые для своего дерева. И выкладывают дерево на ковралине.)
Сделал дело, гуляй смело.
Дети выполняют ЗАДАНИЕ. Получили крестовинки.
В Ребята крестовинки,то мы получили, что нам надо ещё?
Ответы детей.
В. Правильно ткань, ниточки и инструменты с украшениями.
Леший, а за тканью и ниточками идите к бабе яге, думаю, она вам поможет.
Все вместе.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Баба - яга – знаю, знаю, зачем пришли. Вот поможете мне распутать паутину, тогда и получите ткань и ниточки.
Б. Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Дети распутывают верёвки.
Баба-яга. Подойдите, посмотрите, что понравится – возьмите.
ДЕТИ подходят к столу и выбирают себе понравившиеся лоскутки, складывают всё в сумочку.
В. Ребята, что у нас уже есть? Как вы думаете, что нам ещё не хватает?
В. Правильно, осталось украшение для «Рябинки» бусы, а для «Симеона» - цеп. К кому мы обратимся за помощью?
Ответы детей.
В. Может клубочек нас отведёт?
Все вместе.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Ворона. Украшения нужны? Попробуйте,отыскать.
Век живи, век трудись.
Дети в контейнерах в «Сухих бассейнах», ищут инструменты и украшения.
В. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».
- А вот и волшебная мастерская.
Ребята, присаживайтесь на стулья.
Практическая работа. Звучит музыка.
В. Ребята посмотрите на экран, там есть подсказка, как надо изготовить куклу – оберег.
Поэтапный показ изготовления куклы.
Пальчиковая гимнастика. «Тряпичные куклы».
С нами ты уже знаком-
Мы из ярких лоскутков
Людям помогаем.
И оберегаем
Кукла Куватка, кукла Кубышка,
Кукла Зернушка, кукла Рябинка,
Зайчик – на пальчик.
Кукол в корзинку мы соберём.
И в музей мы отнесём.
Практическая работа.
В. Какие вы молодцы! Какие замечательные куколки у вас получились
Глаза страшатся, а руки делают. Каков мастер, такова и работа
Заключительная часть
В. На Руси люди не только умели работать, а умели и отдыхать.
Делу время, а потехе час.
Давайте поиграем!
РефлексияВставайте в круг (Под песню «Клубок»)
(Проводится игра «Уж я улком щла…»)
Дети встают в большой круг, держатся за руки.
Цель игры не порвать ниточку).
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
нитка тянется,
Клубок дали-дали-дали,
Нитка доли-доли-доли,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.
Встают обратно на полукруг
В. В старину когда-то
Время не теряли
Вечерами поздними.
Много мастерили…
А ещё когда-то
Куколок крутили
Под рукой, что было
Из того лепили.
Куклы обереги
Людей спасали.
Так из века в век
Род свой сохраняли,
И культуру русскую
Нам передавали!
Эту куклу - оберег
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
В. Пусть куколка, сделанная нашими умелыми руками, станет – оберегом вашему дому! А, я свою куколку подарю Кузе, чтобы у него всё было хорошо и оберегала его дом.
В. (дарю куклу)
Дети хором.
Будем знать теперь и мы:
Куклы тайнами полны
И дома оберегают.
И удачу зазывают.
Куклы в доме всем нужны
В них секреты старины!
В. Вот наше путешествие в прошлое и закончилось, но мы ещё часто будем вспоминать про старинные обычаи и узнаем ещё много-много интересного.
Что нового и интересного вы узнали?
Какую куклу – оберег делали девочки?
Какую куклу – оберег делали мальчики?
Что обозначает слово оберег?
Что вам понравилось, а что было сложным?
Давайте загадаем желание нашей куколке. (или Продолжите предложение «Моя куколка будет оберегать меня от….»)
Теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!
Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение.
Желаю вам хорошего настроения, радостей и счастья.